Вопросы - Ответы

    
 
 

Вопрос: Можно ли для подтверждения стажа специалиста представить выписку из трудовой книжки?

Ответ: Нет. Согласно п. 7.9.3. Регламента о порядке ведения Национального реестра специалистов в области строительства, включения в него сведений о физических лицах, их изменения или исключения (утвержден Советом НОСТРОЙ, протокол от 28.09.2017 № 108) для подтверждения трудового стажа по основному месту работы Заявитель предоставляет копию всех листов трудовой книжки, заверенную текущим (последним) работодателем в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и ГОСТ Р 6.30-2003, или нотариусом


Вопрос: Можно ли заявителю пройти переподготовку, чтобы попасть в Национальный реестр специалистов в области строительства?

Ответ: Требования к специалистам по организации строительства для включения в НРС установлены ч.6. статьи 55.5-1 «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства» ГрК РФ и содержат требование по наличию у специалиста высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства. Согласно пункту 7 статьи 60 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» диплом о профессиональной переподготовке не является документом о высшем образовании.


Вопрос: Почему заявление на включение в Национальный реестр специалистов в области строительства должно быть нотариально заверено?

Ответ: В соответствии с пунктом 7.6 Регламента о порядке ведения Национального реестра специалистов в области строительства, включения в него сведений о физических лицах, их изменения или исключения (утвержден Советом НОСТРОЙ, протокол от 28.09.2017 № 108) «7.6. Заявление должно быть подписано лично Заявителем путем проставления подписи и ее полной расшифровки в соответствующих разделах типовой формы заявления. Подпись Заявителя должна быть нотариально заверена». Свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом (ст. 80 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»)


Вопрос: В Ростехнадзор поступил вопрос гражданина о необходимости аттестации по промышленной безопасности в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору руководителя лаборатории неразрушающего контроля, при условии что он не является членом аттестационной комиссии организации.

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.
    В соответствии с п. 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.11.2016 № 490, подготовка и аттестация специалистов (должностных лиц) в области промышленной безопасности, выполняющих руководство работами по неразрушающему контролю (далее – НК) (руководителей (технических руководителей, их заместителей) лабораторий НК (подразделений, осуществляющих НК)), должны проводиться в объеме, соответствующем их должностным обязанностям, и осуществляться в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37. Руководители организаций, численность работников которых менее 5000 человек, согласно п. 11 указанного Положения проходят аттестацию в территориальных аттестационных комиссиях Ростехнадзора.


Вопрос: К 01.07.2017 саморегулируемая организация переработала все свои внутренние документы. Проверку Ростехнадзора в целях подтверждения соответствия требованиям законодательства еще не проходили. При этом сейчас часть внутренних документов не соответствуют новым требованиям законодательства. Что делать: ждать проверку Ростехнадзора или собирать общее собрание?

Ответ: Саморегулируемая организация в своей деятельности обязана руководствоваться внутренними документами, разработанными в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях.
    При этом внутренние документы саморегулируемой организации не должны противоречить уставу саморегулируемой организации.
    Кроме этого, внутренние документы саморегулируемой организации являются обязательными для исполнения всеми членами этой саморегулируемой организации.
    Таким образом, в случае изменения требований законодательства Российской Федерации, если не установлены сроки приведения внутренних документов саморегулируемой организации в соответствие вновь принятым документам, изменения в такие внутренние документы должны быть утверждены на ближайшем общем собрании членов саморегулируемой организации.


Вопрос: Я обратился в территориальный орган Ростехнадзора с запросом о предоставлении сведений о привлечении меня к административной ответственности два и более раза за аналогичные правонарушения, допущенные при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации в отношении одного объекта капитального строительства, допущенные при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта одного объекта капитального строительства. Такая справка мне нужна для СРО. Однако в тероргане мне отказали в ее получении.

Ответ: С таким запросом согласно пункту 4 части 9 статьи 55.5-1 Кодекса, вступающей в силу с 01.07.2017, вправе обратиться только соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций либо саморегулируемая организация в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 55.6 Кодекса (в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017).
    Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
    Таким образом, при поступлении запроса от любых физических лиц и юридических лиц (за исключением саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций) о предоставлении сведений о привлечении специалистов к административной ответственности правомерным будет отказ в предоставлении такой информации по вышеуказанным причинам.
    При поступлении запроса от соответствующего Национального объединения или саморегулируемой организации информация может быть предоставлена только по тем специалистам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в отношении которых территориальным органом Ростехнадзора проводились контрольно-надзорные мероприятия в рамках федерального государственного строительного надзора.
    Обращаем внимание, что статьей 54 Кодекса установлено разграничение полномочий по осуществлению государственного строительного надзора между федеральными органами исполнительных власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Вопрос: Можно ли вместо пакета документов от членов согласно требованиям пункта 1 части 5 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» прилагать письмо с просьбой снять копии с существующих документов, имеющихся в делах членов, и заявлением, что данные не изменились?

Ответ: Нет, законом предусмотрено в случае направления членом саморегулируемой организации уведомления о сохранении членства предоставление пакета документов, подтверждающих соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя условиям членства в данной саморегулируемой организации. Обращаем внимание, что указанные документы должны входить в состав дела членов. Отсутствие каких-либо документов в составе дела членов с 01.07.2017 будет являться основанием для привлечения саморегулируемой организации и ее должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.64 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Вопрос: Общество при вступлении в саморегулируемую организацию узнало, что является членом другой саморегулируемой организации (не уплачивая никаких взносов и не подавая документов). Какие действия должны быть предприняты Обществом?

Ответ: Обществу необходимо обратиться за разъяснениями в первую очередь в ту саморегулируемую организацию, в составе которой оно заявлено членом.
    Кроме этого, в случае поступления в Ростехнадзор жалобы на действия (бездействие) саморегулируемой организации она будет рассмотрена в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по результатам рассмотрения может быть принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении саморегулируемой организации в соответствии с требованиями статьи 55.19 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


Вопрос: Вправе ли СРО использовать средства КФ СРО, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, для зачета в качестве взносов (или части взносов) членов СРО в КФ ОДО?

Ответ: Согласно части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 указанной статьи.
    Кроме того, часть 12 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) устанавливает обязанность зачисления средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесённых ранее исключёнными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, а также доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, но не предусматривает возможность зачёта этих средств в счёт взносов членов этой саморегулируемой организации в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
    Таким образом, член саморегулируемой организации, подавший заявление о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, обязан уплатить взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, независимо от того, какого размера достигает часть указанного компенсационного фонда, сформированная за счёт указанных в части 12 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ взносов.


Вопрос: Вправе ли СРО по заявлению члена СРО перевести часть средств КФ ВВ в КФ ОДО в качестве взноса (части взноса) данного члена СРО в КФ ОДО, а именно: разницу между ранее установленным и уплаченным в КФ данным членом СРО взносом и новым минимальным размером взноса в КФ ВВ при соответствующем уровне ответственности?

Ответ: Порядок формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определён Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 372-ФЗ).
    Частью 10 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ установлено, что размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются саморегулируемой организацией на основании документов, представленных её членами, с учётом ранее внесённых ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учётом взносов, внесённых ранее исключёнными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой саморегулируемой организации.
    Порядок расчёта разделения взноса в компенсационный фонд в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств не определён Федеральным законом № 372-ФЗ. Исходя из положений части 10 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ саморегулируемая организация самостоятельно определяет такой порядок расчёта.
    Например, если членом саморегулируемой организации ранее был уплачен взнос в компенсационный фонд в размере 300 000 рублей, то распределение указанной суммы может быть произведено между компенсационными фондами возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств только применительно к пункту 1 части 12 и пункту 1 части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При изъявлении желания членом саморегулируемой организации выбрать, например, уровень ответственности, соответствующий пунктам 2 частей 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такой член саморегулируемой организации обязан будет произвести доплату в один из компенсационных фондов либо в оба.


Вопрос: Статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации четко определен порядок приема в члены СРО. Обязательным условием принятия решения саморегулируемой организации является уплата в полном объеме компенсационного фонда. Как же все-таки поступать СРО, куда переходят строительные организации и куда перечисляются средства компенсационного фонда в порядке части 13 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ? Принять решение о приеме без уплаты компенсационного взноса запрещает статья 55.6 ГрК РФ, при этом правовая норма, содержащаяся в Федеральном законе № 191-ФЗ дает право члену СРО на перевод взноса в компенсационный фонд новой СРО и устанавливает обязанность прежней СРО перечислить этот взнос в течение 7 дней со дня поступления документа, подтверждающего факт принятия решения о приеме в члены этой саморегулируемой организации.

Ответ: Согласно части 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действующей редакции лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
    Таким образом, выдача указанного свидетельства, а не прием в члены ставится в зависимость, в том числе от уплаты взноса в компенсационный фонд.
    Согласно части 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ, вступающей в силу с 01.07.2017, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 указанной статьи, обязаны уплатить в полном объеме, в том числе, взнос в компенсационный фонд возмещения вреда и взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях.
    В соответствии с частью 12 той же статьи решение саморегулируемой организации о приеме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объеме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.
    Согласно части 13 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 01.09.2017 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с указанной статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.
    Таким образом, исходя из приведенных норм условием подачи заявления о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд является решение о приеме в члены саморегулируемой организации, а не вступление его в силу.


Вопрос: Должны ли будут с 01.07.2017 г. состоять в СРО организации, которые осуществляют только строительный контроль?

Ответ: Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ, вступающей в силу с 01.07.2017, выполнение обязанности по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ вменено лицу, осуществляющему строительство. Если строительство осуществляется на основании договора, строительный контроль проводится застройщиком или техническим заказчиком. Также возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключённого с ним договора.
    В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ, вступающей в силу с 01.07.2017, договор о строительстве является видом договора строительного подряда. Договор строительного подряда по смыслу этой же нормы не включает в себя договор строительного контроля.
    Согласно части 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация объединяет лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство.
    В соответствии с частью 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
    На основании изложенного можно сделать вывод, что строительный контроль не относится к договору строительного подряда, поэтому лицо, осуществляющее строительный контроль, не обязано являться членом саморегулируемой организации.


Вопрос: Возможно ли вернуть разницу между размером ранее уплаченного взноса в компенсационный фонд СРО и новым размером взноса в компенсационный фонд возмещения вреда СРО, установленным с 04.07.2016 Федеральным законом № 372-ФЗ (до 04.07.2016 размер взноса – 300 000 рублей, после 04.07.2016 – 100 000 рублей)?

Ответ: Части 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действующей редакции устанавливают минимальные размеры взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации. При этом внутренними документами саморегулируемой организации могут быть установлены иные размеры взносов в указанные компенсационные фонды, но не ниже тех размеров, которые установлены частями 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действующей редакции. Таким образом, для того чтобы определить в каком размере необходимо уплатить взносы в компенсационные фонды, нужно руководствоваться внутренними документами саморегулируемой организации. Действующее градостроительное законодательство Российской Федерации не содержит положений, определяющих возможность для возврата саморегулируемой организацией юридическому лицу / индивидуальному предпринимателю, являющимися членами этой организации, излишне уплаченной суммы взносов в связи с утверждением новых размеров взносов в компенсационные фонды саморегулируемой организации. Согласно части 10 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, на основании документов, представленных ее членами, с учетом ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой некоммерческой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносов, перечисленных другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, и доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда такой некоммерческой организации.
    Часть 12 этой же статьи устанавливает, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного частью 13 указанной статьи.
    Таким образом, указанная норма исчерпывающим образом устанавливает, какие денежные средства должны быть зачислены в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
    Соответственно, исходя из буквального толкования данной нормы Закона, указанные в обращении денежные средства (разница в размере 200 000 рублей) должны остаться в компенсационном фонде возмещения саморегулируемой организации.


Вопрос: Каким образом определяется «совокупный размер обязательств по договорам» согласно пункте 2 части 3 статьи 55.8 ГрК РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ (как общая цена договора, как сумма неисполненных обязательств и т.д.) и на какую дату? Каким образом государственный заказчик (заказчик) будет иметь возможность осуществлять контроль соблюдения данного требования участником закупки?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 372-ФЗ контроль за исполнением членами саморегулируемой организации обязательств по Контрактам осуществляется саморегулируемой организацией.
    В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном Минстроем России, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчётным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена.
    В соответствии с частью 5 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации контроль за исполнением членами саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, осуществляется саморегулируемой организацией в форме проверки, проводимой не реже чем один раз в год.
    В соответствии с частью 6 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный размер обязательств Контрактам, проводит в отношении такого члена проверку соответствия фактического совокупного размера обязательств по таким договорам предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    Согласно части 7 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по Контрактам в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приемки результатов работ.
    В соответствии с частью 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
    Таким образом, при проведении расчета фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам строительного подряда, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, учитывается цена всех заключенных таким членом Контрактов за вычетом обязательств в размере стоимости принятых заказчиком по соответствующим актам работ (этапов работ).
    Иные механизмы контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций могут быть предусмотрены внутренними документами саморегулируемых организаций.
    Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит механизмов, позволяющих государственным или муниципальным заказчикам осуществлять контроль за соблюдением членами саморегулируемых организаций законодательства о градостроительной деятельности и саморегулировании.


Вопрос: Вправе ли застройщик осуществлять функции технического заказчика самостоятельно или в обязательном порядке должен уполномочить другое юридическое лицо на осуществление функций технического заказчика с заключением соответствующего договора?

Ответ: В соответствии с редакцией нормы пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, вступающей в силу с 01.07.2017, технический заказчик представляет собой юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности. Основываясь на приведенном выше определении, можно сделать вывод, что технический заказчик и застройщик – это разные субъекты строительной деятельности, которые не могут совпадать в одном лице. Вместе с тем пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017, содержащим определение понятия «застройщик», предусмотрено, что застройщик вправе передать свои функции. предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику. Таким образом, исходя из приведенной нормы, Кодекс не обязывает застройщика в обязательном порядке заключать договоры на осуществление функций технического заказчика, поскольку передача таких функций является правом, а не обязанностью застройщика.
    Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ, вступающей в силу также с 01.07.2017, функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.


Вопрос: Вправе ли сегодня лицо, осуществляющее строительство, привлекать на основании договора физическое или юридическое лицо на осуществление функций по организации строительства, а также функций строительного контроля?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до приведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень), в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации застройщик, являющийся лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен иметь свидетельство о допуске к предусмотренным Перечнем работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (группа видов работ № 33 раздела III Перечня). В силу положений части 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. В случае если лицо, осуществляющее строительство, привлекает для выполнения строительного контроля юридическое лицо или индивидуального предпринимателя привлекаемое лицо должно иметь свидетельство о допуске к соответствующим видам работ группа № 32 раздела III Перечня.
    Кроме того, обращаем внимание, что Федеральным законом № 372-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, внесены изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы осуществления строительного контроля и организации строительства.


Вопрос: Могут ли быть учтены в счет взноса в компенсационные фонды СРО денежные средства, подлежащие перечислению в порядке перехода члена из одной СРО в другую, но не перечисленные СРО, из которой осуществляется переход?

Ответ: Согласно части 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 указанной статьи.
    Если в течение семи рабочих дней средства компенсационного фонда саморегулируемой организации по заявлению лица, переходящего в другую саморегулируемую организацию, не перечислены, указанное лицо вправе уплатить взнос в компенсационный фонд самостоятельно в размере, установленном действующими внутренними документами саморегулируемой организации, в которую переходит данное лицо. При этом такое лицо вправе также требовать перечисления средств компенсационного фонда в судебном порядке.


Вопрос: Возможно ли размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в разных кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ?

Ответ: Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит ограничений, запрещающих размещение средств КФ ВВ и КФ ОДО на специальных банковских счетах, открытых в разных кредитных организациях, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации требованиям. Вместе с тем следует учитывать, что согласно части 8 статьи 55.16-1 Кодекса средства компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения их размера размещаются и (или) инвестируются в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Срок принятия постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» - 2 квартал 2017 года.


Вопрос: Какова дата исключения членов саморегулируемой организации, не выразивших намерение добровольно прекратить или сохранить членство в саморегулируемой организации?

Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 вышеуказанной статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 01.07.2017.


Вопрос: Вправе ли член СРО, не выразивший намерение о прекращении или сохранении членства в СРО, обратиться в данное СРО с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда после 2021 года?

Ответ: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с частью 6 или 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ и которые не вступили в иную саморегулируемую организацию, вправе в течение года после 01.07.2021 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьей, о возврате внесенных такими лицами взносов в компенсационный фонд. В этом случае саморегулируемая организация обязана в течение десяти дней со дня поступления в указанную саморегулируемую организацию соответствующего заявления возвратить взносы указанным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уплаченные ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 60 Кодекса осуществлялись выплаты из компенсационного фонда такой саморегулируемой организации в результате наступления солидарной ответственности за вред, возникший вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполненных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Со дня возврата таким лицам взносов, уплаченных ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, саморегулируемая организация не может быть привлечена к солидарной ответственности, предусмотренной статьей 60 ГрК РФ, в отношении таких лиц.


Вопрос: Какой документ будет являться подтверждением добровольного прекращения членства в СРО?

Ответ: При переходе лица из одной СРО в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 372-ФЗ, указанное лицо должно подать уведомление о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, предусмотренное пунктом 1 части 5 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ. Указанное уведомление о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации является документом, удостоверяющим волеизъявление члена СРО, и основанием для прекращения членства в СРО, из которой лицо переходит. Документом, подтверждающим факт прекращения членства лица в СРО может служить выписка из реестра членов этой СРО (либо при недобросовестных действиях СРО – копия уведомления с отметкой о его получении уполномоченным представителем СРО или документ, подтверждающий факт доставки указанного уведомления по адресу СРО, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, ст. 54 Гражданского кодекса РФ).


Вопрос: Невозможность быть членом СРО в нарушение регионального принципа формирования СРО при смене юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем юридического адреса.

Ответ: Пунктом 1 части 3 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен региональный принцип формирования саморегулируемых организаций.
    В случае не соблюдения указанного принципа с 01.10.2017 Ростехнадзор принимает решение об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (пункт 1 части 3 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
    Таким образом, юридическое лицо/индивидуальный предприниматель в случае перерегистрации в ином субъекте Российской Федерации, отличном от субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована саморегулируемая организация, вправе добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации либо саморегулируемая организация будет вынуждена исключить указанных лиц из числа своих членов в целях соблюдения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    При этом обращаем внимание на то, что часть 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в действующей редакции устанавливает, что в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.
    Согласно позиции Ростехнадзора «указанная норма закона касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации, в случае, если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию» (официальный сайт Ростехнадзора раздел «Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций» подраздел «Часто задаваемые вопросы»).
    Относительно перечисления денежных средств, уплаченных строительными организациями/индивидуальными предпринимателями в качестве взноса в компенсационный фонд/компенсационные фонды предыдущей саморегулируемой организации на специальный банковский счет другой саморегулируемой организации в связи со сменой юридического адреса указанных лиц, сообщаем о том, что в настоящее время действующим законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации установлен запрет на такое перечисление (часть 5 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).


Вопрос: Правовая позиция относительно установления саморегулируемыми организациями дополнительных требований к прекращению членства в саморегулируемой организации.

Ответ: Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, разработать и утвердить:
    - требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – свидетельство о допуске);
    - правила контроля в области саморегулирования;
    - документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
    Также частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено право саморегулируемой организации разработать и утвердить:
    - стандарты саморегулируемой организации;
    - правила саморегулирования.
    При этом на основании положений части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать иные документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности.
    Согласно положениям пункта 1 части 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации.
    Согласно положениям части 1 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным. При этом в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 123 Гражданского кодекса Российской Федерации член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время.
    Часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положения пункта 1 части 5 и части 6 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», определяют дату прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица днем поступления в саморегулируемую организацию либо датой, указанной в уведомлении о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, соответственно. При этом нормы законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, не устанавливают дополнительных требований и оснований добровольного прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации.
    Таким образом, саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не обладает правовыми основаниями для установления внутренними документами дополнительных требований и оснований добровольного прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица, препятствующих выходу из состава членов саморегулируемой организации, так как указанные ограничения противоречат положениям абзаца первого пункта 1 статьи 123 Гражданского кодекса Российской Федерации, вследствие чего являются незаконными и не подлежат применению к указанным правоотношениям.


Вопрос: Правовое заключение о прекращения членства в саморегулируемой организации и записи в Едином реестре членов СРО.

Ответ: Положениями пункта 1 части 5 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01 декабря 2016 года обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию в том числе о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, и членство указанных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц прекращается с даты, указанной в таком уведомлении, но не позднее 01 июля 2017 года, на основании части 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
    Таким образом, индивидуальные предприниматели или юридические лица, действуя добросовестно и с должной степенью осмотрительности, обязаны направить предусмотренные частью 5 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» уведомления в саморегулируемую организацию с учетом времени их доставки адресату, т.е. обеспечить получение уведомления ранее даты прекращения членства, указанной в таком уведомлении.
    Вместе с тем, в ряде случаев, уведомление о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, поступают в саморегулируемую организацию позднее даты, указанной в таком уведомлении. При этом законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности не содержит норм, устанавливающих дополнительные требования либо иные основания прекращения членства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в такой саморегулируемой организации в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию.
    Согласно положениям части 4 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с определением правового положения саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, осуществлением ими деятельности, применяется гражданское законодательство, если данные отношения не урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
    Положениями пункта 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
    Таким образом, уведомление о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, поступившее в саморегулируемую организацию позднее даты прекращения членства в саморегулируемой организации, указанной в таком уведомлении, влечет гражданско-правовые последствия в части прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица с даты получения такого уведомления саморегулируемой организацией.
    В соответствии с положениями пункта 8 части 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Ассоциация «Национальное объединение строителей» осуществляет ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций по форме, утвержденной органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2015 года № 114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций» утверждена форма единого реестра членов саморегулируемых организаций, содержащая в качестве графы «дата и основания прекращения членства в саморегулируемой организации».
    Кроме того, согласно положениям части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 71 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» реестр членов саморегулируемой организации также должен содержать в отношении лиц, прекративших членство в саморегулируемой организации, информацию о дате прекращения членства в саморегулируемой организации и об основаниях такого прекращения. При этом положениям части 3.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязанность саморегулируемой организации в день внесения в реестр членов саморегулируемой организации сведений о прекращении членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации направить в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций уведомление об этом.
    Таким образом, в Единый реестр членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, ведение которого осуществляет Ассоциация «Национальное объединение строителей» подлежит включению дата прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица, указанная в реестре членов саморегулируемой организации, т.е. дата поступления уведомления о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, с указанием на пункт 1 части 5 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и пункт 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом саморегулируемым организациям в целях подтверждения обстоятельств получения таких уведомлений рекомендуется сохранять документы, подтверждающие фактическую дату получения уведомления (почтовые конверты, ярлыки доставки курьерской службы и т.п.).


Вопрос: Необоснованный отказ в перечислении средств компенсационного фонда

Ответ: Федеральный закон № 372-ФЗ установил переходные положения, которые позволяют членам саморегулируемых организаций добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких членов.
    В течение семи рабочих дней со дня поступления в прежнюю саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме её юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации, саморегулируемая организация обязана перевести средства компенсационного фонда.
    Но на практике некоторые СРО создают искусственные барьеры в целях не допустить перевод средств компенсационного фонда при переходе члена в другую СРО по месту своей регистрации.
    В НОСТРОЙ практически ежедневно поступают жалобы и обращения от организаций, которые пострадали от деятельности таких СРО. Каждое обращение рассматривается и направляется в саморегулируемую организацию для получения обоснованного ответа и дополнительной информации.
    НОСТРОЙ рекомендует членам, пострадавшим от деятельности таких СРО, обжаловать их решения в судебном порядке и готов оказать правовую и методическую поддержку в этом процессе.
    С рекомендациями по переходу в другое СРО, а также с рекомендуемыми формами документов, вы можете ознакомиться на сайте НОСТРОЙ.
Ниже приведены методы, которые используют некоторые СРО, чтобы не допустить перевод средств компенсационного фонда при переходе члена в другую СРО:

1 - Понуждение своих членов написать заявление о добровольном исключении из СРО.

    Так, например, одна СРО направила в адрес своих членов, которые планируют переход в СРО по месту регистрации, бланк заявления о прекращении действия свидетельства о допуске и добровольном исключении компании из СРО для заполнения и направления его в адрес СРО.
    Для строительной компании, направившей такое заявление, членство прекратится с даты получения СРО оригинала такого заявления.
    Если строительная компания направит заявление по форме, рекомендованной СРО, то в соответствии с частью 4 статьи 55.7 ГрК РФ ей не будут возвращены уплаченные взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

    Также такая строительная компания не будет иметь права на перечисление средств компенсационного фонда в случае ее перехода в другую СРО по месту своей регистрации.
    В соответствии с частями 5,6,7 статьи 3.3 федерального закона № 191-ФЗ член СРО, который хочет претендовать на получение средств компенсационного фонда либо в процессе перехода в другую СРО по месту регистрации, либо при добровольном прекращении членства без перехода в другое СРО, должен направить уведомление о намерении добровольно прекратить членство (в том числе с последующим переходом), или вообще ничего не подавать (для получения средств компенсационного фонда в течение года после 1 июля 2021 года).

2 - Прекращение действия свидетельства о допуске и исключение из членов СРО.

    В адрес НОСТРОЙ поступили жалобы от строительных компаний членов некоторых СРО, в которых указано, что такие СРО ранее направили в адрес своих членов уведомления о приостановлении действия свидетельств по результатам проверок.
    Компании направили в СРО документы, подтверждающие отсутствие нарушений, а также направили в СРО уведомления о добровольном прекращении членства с последующим переходом в другие саморегулируемые организации по месту своей регистрации.
    После чего эти компании были исключены из членов СРО решением постоянно действующих коллегиальных органов управления без проведения проверок результатов устранения выявленных нарушений и без уведомления о предстоящем исключении.

3 - Отказы в перечислении средств компенсационного фонда в связи с отозванной лицензией банка, в котором размещались такие средства.

    Строительные компании в установленном законодательством порядке уведомили СРО о прекращении членства в связи с переходом по месту регистрации. Далее они уведомили СРО об их приеме в члены другой СРО по месту своей регистрации (с приложением решения о приеме) и обратились с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда.
    Но вместо перечисленных средств компенсационного фонда строительные компании получили ответ от СРО о невозможности перечислить средства компенсационного фонда и предложением о получении уступки требования СРО к банкам, лицензии которых были отозваны.
    Хотя ранее обозначенные СРО, которые фигурируют в жалобах, письмами в адрес НОСТРОЙ сообщили о наличии в действующих банках средств компенсационного фонда в размере, превышающем сумму средств, внесенных действующими членами СРО.

4 - Отказ в перечислении средств по надуманным обстоятельствам.

    Так, в частности, одна СРО отказала в перечислении средств компенсационного фонда своим членам, указав в качестве причины отказа на нарушение порядка перехода (в то время как, по имеющимся в НОСТРОЙ документам, такой порядок нарушен не был).
    Также СРО указала, что в настоящий момент не имеется законных оснований для осуществления перечисления денежных средств из компенсационного фонда, так как не разработаны и не приняты ведомственные нормативно-правовые акты, предусмотренные планом, который разработал Минстрой России, и реализация необходимых пунктов плана намечена на ноябрь 2016 года.
    Если Вы считаете, что саморегулируемая организация своими действиями препятствует Вашему переходу в другую СРО по месту Вашей регистрации, просим направлять информацию в адрес НОСТРОЙ.
    НОСТРОЙ готов оказать содействие в решении спорных вопросов. Также напоминаем, что решения СРО о приостановлении, о прекращении действия свидетельства, об исключении из членов СРО могут быть Вами обжалованы в судебном порядке.


Вопрос: Почему нельзя принимать в члены СРО строительные организации, зарегистрированные в регионе, отличном от места регистрации СРО?

Ответ: С 04.07.2016 вступила в силу статья 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
   В соответствии с пунктом 1 части 3 указанной статьи одним из требований к саморегулируемой организации является объединение в составе такой саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.
    Согласно части 6 этой же статьи требования, установленные частями 1-4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации и предъявляемые к некоммерческим организациям, являются обязательными на момент внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и в течение всего срока деятельности саморегулируемой организации.
    Таким образом, саморегулируемая организация не вправе принимать в члены лиц, зарегистрированных в субъекте Российской Федерации, отличном от места регистрации саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 16 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Это является основанием для отказа во внесении сведений в единый реестр членов СРО (в части «регионализации»).
    В целях успешного прохождения модерации рекомендуем СРО направлять в адрес Ассоциации файлы импорта, которые будут содержать информацию об изменениях, касающихся ранее выданных свидетельств о допуске, а также о приеме новых членов в регионе регистрации СРО и в соответствии с действующими документами о компенсационных фондах СРО. Файлы импорта, содержащие информацию об уплате средств компенсационного фонда в размере не соответствующем действующим в СРО документам, а также законодательству, и/или информацию о приеме новых членов из субъектов Российской Федерации, отличных от места регистрации СРО, будут отклоняться от загрузки в единый реестр.
    Кроме того, нарушения, допущенные СРО при приёме новых членов, являются основанием для отмены решений о приёме в члены и последующего возврата денежных средств, уплаченных в качестве вступительных, членских взносов и взносов в компенсационный фонд СРО в связи с допущенными нарушениями процедуры приёма в члены.
    Частью 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований для перечисления кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, среди которых указан возврат ошибочно перечисленных средств.


Архив раздела
 
  
 
             
    Дата изменения: 08.03.2022 13:50:52