Вопросы - Ответы

    
 
 

Архив

Вопрос: Вправе ли саморегулируемая организация взыскать сумму задолженности по уплате членских взносов с должника, исключенного из членов саморегулируемой организации за неуплату членских взносов?

Ответ: Да, вправе.
    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007 года, членские взносы являются одним из источников формирования имущества саморегулируемой организации. Согласно пункту 4 статьи 55.10. Градостроительного кодекса общее собрание членов саморегулируемой организации обязано установить размер членских взносов и порядок их уплаты. Обязанность по уплате членских взносов устанавливается уставом саморегулируемой организации. Таким образом, неуплата членских взносов является нарушением обязательства члена саморегулируемой организации. В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса не допускаются. При нарушении обязательств должник обязан возместить убытки, причиненные неисполнением обязательства (статья 393 Гражданского кодекса). Таким образом, задолженность по уплате членских взносов, возникшая за период до исключения лица из членов саморегулируемой организации, может быть взыскана с должника. Правомерность изложенной позиции подтверждается сложившейся судебной практикой. Суды принимают решения о взыскании сумм задолженности по уплате членских взносов, в том числе в отношении лиц, исключенных из состава членов саморегулируемой организации.


Вопрос: Могут ли в целях получения свидетельства о допуске специалисты, заявленные для выполнения работ по строительному контролю (группа 32), быть заявлены для выполнения иных видов работ (группы 1-31, 33)?

Ответ: Статьей 52 Градостроительного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 установлены требования к порядку проведения строительного контроля, перечень обязательных мероприятий, проводимых при строительном контроле. Совмещение функций ответственного производителя работ и ответственного представителя строительного контроля застройщика (заказчика), в соответствии с пунктом 5.2 «СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» одним подразделением или должностным лицом этой организации недопустимо.
    Кроме того, пунктом 3 приложения 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 № 207 закреплено требование о том, что работники, осуществляющие строительный контроль, не могут быть привлечены для выполнения видов работ, не являющихся работами по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства, на которых указанные работники выполняют контрольные функции.
    В целях реализации указанных правовых норм в Унифицированных требованиях к выдаче Свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденных решением Совета Национального объединения строителей от 4 июля 2011г. (протокол № 19), установлено требование о том, что работники, осуществляющие строительный контроль, не могут быть заявлены в качестве работников, обеспечивающих выполнение иных видов работ, кроме работ, содержащихся в группе видов работ № 32 Приказа (пункты 4.2.1.3 и 5.2.2.3 раздела 5 Требований).
    Таким образом, специалисты, заявленные на выполнение работ по строительному контролю, относящиеся к группе видов работ № 32, не могут быть заявлены для выполнения иных видов работ.


Вопрос: Вправе ли саморегулируемая организация включать в штат должность руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления и выплачивать ему вознаграждение?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 55.11 Градостроительного кодекса постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации формируется из числа индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации и представителей юридических лиц - членов саморегулируемой организации.
    Логично предположить, что члены коллегиального органа управления, являясь представителями конкретных субъектов хозяйственной деятельности, состоят в их штате и получают вознаграждение от этих субъектов хозяйствования. Кроме того, включение членов коллегиального органа управления в штат саморегулируемой организации означает их формальное подчинение руководителю исполнительного органа управления, что нарушает принцип разделения полномочий в саморегулируемой организации между органами управления.
    В связи с этим не рекомендуется включать членов коллегиального органа управления саморегулируемой организации в ее штат.


Вопрос: Могут ли для подтверждения соответствия требованиям к выдаче свидетельств о допуске предъявляться документы об образовании, выданные на территории других государств?

Ответ: В российском законодательстве отсутствует норма о наделении иностранных документов об образовании юридической силой на территории Российской Федерации. Исключение составляют документы об общем (школьном) образовании, выданные рядом иностранных государств и представляемые в приемные комиссии российских образовательных учреждений.
    Иностранные документы об образовании с целью их дальнейшего использования в Российской Федерации подлежат процедуре нострификации, т.е. признания и установления эквивалентности.
    Правила нострификации регламентируются Порядком признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.2009 г. № 128).
    Признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов об образовании осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
    В настоящее время Российская Федерация имеет соглашения о взаимном признании документов об образовании со всеми бывшими республиками СССР за исключением стран Балтии, Грузии и Узбекистана. Документы о профессиональном образовании, выданные учебными заведениями стран, с которыми Российская Федерация имеет указанные международные договоры, не требуют нострификации.


Вопрос: С какой периодичностью проводятся проверки деятельности членов саморегулируемой организации?

Ответ: Периодичность проведения плановых проверок деятельности члена саморегулируемой организации зависит от предмета проверки.
    В соответствии с частью 2 статьи 5513 Градостроительного кодекса плановые проверки соблюдения членом саморегулируемой организации проводятся не реже чем один раз в год. При этом первая плановая проверка должна быть проведена в переделах годичного срока со дня приема юридического лица или индивидуального предпринимателя в члены саморегулируемой организации.
    Плановые проверки, предметом которых является соблюдение требований стандартов саморегулируемой организации, правил саморегулирования, а также технических регламентов, должны проводиться не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»).


Вопрос: Может ли саморегулируемая организация устанавливать обязательность уплаты единовременных целевых взносов и применять дисциплинарные взыскания за их неуплату?

Ответ: В статье 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» установлен открытый перечень источников формирования имущества саморегулируемой организации. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи федеральными законами могут устанавливаться ограничения источников доходов, получаемых саморегулируемыми организациями. Градостроительным кодексом не установлены ограничения источников доходов саморегулируемых организации в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.
    Градостроительным кодексом устанавливаются обязательные взносы, уплата которых является условием для вступления в саморегулируемую организацию и получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (вступительные взносы, членские взносы и взносы в компенсационный фонд).
    На основании статьи 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» иные источники формирования имущества саморегулируемой организации могут устанавливаться общим собранием членов саморегулируемой организации, либо иным органом управления саморегулируемой организации в соответствии с установленной компетенцией.
    Однако их уплата не может являться обязательным условием для членства в саморегулируемой организации и получения свидетельства о допуске. Неуплата таких взносов не может также являться и основанием для применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных статьей 5515 Градостроительного кодекса.


Вопрос: Какие негативные последствия для члена саморегулируемой организации могут наступить в случае заключения договора страхования, не соответствующего правилам саморегулирования, утвержденным саморегулируемой организацией?

Ответ: Саморегулирования организация утверждает правила саморегулирования, которые, как правило, содержат требования к условиям договора страхования, на которых страхователь (член саморегулируемой организации) должен заключить договор страхования.
    К таким условиям, в частности, относятся: определение обстоятельств, которые могут подпадать под понятие недостатков работ; исключения из страхового покрытия (перечень исключений, содержащийся в договоре не должен быть шире перечня, содержащегося в требованиях о страховании); страховая сумма, на которую должен застраховаться член саморегулируемой организации (страховая сумма должна быть не меньше минимального размера страховой суммы, установленного в требованиях о страховании гражданской ответственности); наличие ретроактивного периода и др.
    В случае заключения страхователем договора страхования, не соответствующего правилам саморегулирования, к нему в соответствии со статьей 5515 Градостроительного кодекса могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. Такими мерами могут служить: вынесение предписания об обязательном устранении выявленных нарушений в установленные сроки, вынесение предупреждения.


Вопрос: Сохраняет ли свидетельство о допуске к работам свое действие в случае изменения состава учредителей юридического лица?

Ответ: Изменение состава учредителей юридического лица не влияет на его правоспособность, в том числе на действие свидетельства о допуске к работам.


Вопрос: В какой срок вступают в силу изменения, внесенные в перечень видов работ?

Ответ: В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» приказ уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства регионального развития Российской Федерации), вносящий изменения в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства, как и любой другой нормативный правой акт федерального органа исполнительной власти, вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
    Между тем при определении даты вступления в силу изменений, внесенных таким приказом в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо руководствоваться частью 41 статьи 558 Градостроительного кодекса.
    Указанной нормой предусмотрено, что изменения, внесенные в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства, вступают в силу не ранее, чем через шесть месяцев со дня их внесения.
    Например, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.06.2010 г. № 294 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» издан 23.06.2010 г., опубликован в «Российской газете» (№ 180) 13.08.2010 г., вступил в силу 24.08.2010 г., однако изменения, внесенные данным приказом в перечень видов работ, вступят в силу не ранее 24.12.2010 г. С этой даты, если иная дата не будет установлена специальным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, возникнет необходимость получения свидетельств о допуске на вновь введенные виды работ и прекратится необходимость иметь свидетельство о допуске на исключенные виды работ.


Вопрос: Какие действия должна предпринять саморегулируемая организация в случае включения в перечень новых видов работ?

Ответ: В случае изменения приказом уполномоченного федерального органа исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в результате которого в перечень включаются новые виды работ, которые ранее не содержались в перечне, саморегулируемая организация должна осуществить следующие действия:
    1) провести общее собрание членов саморегулируемой организации, на котором должны быть приняты решения об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о внесении изменений в требования к выдаче свидетельств о допуске (или о принятии новых требований к выдаче свидетельств о допуске);
    2) уведомить орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор) об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о внесении изменений в требования к выдаче свидетельств о допуске (или о принятии новых требований к выдаче свидетельств о допуске).
    В соответствии с пунктами 6 и 10 статьи 5510 Градостроительного кодекса определение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегулируемой организации, а также утверждение требований к выдаче свидетельств о допуске к работам относится к исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации.
    В соответствии с частью 5 статьи 555 Градостроительного кодекса требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием к сфере деятельности саморегулируемой организации.
    В соответствии с частью 5 статьи 558 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении только тех видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием к сфере деятельности саморегулируемой организации.
    Без определения сферы своей деятельности саморегулируемая организация не вправе утверждать требования к выдаче свидетельств и не вправе выдавать свидетельства на соответствующие виды работ. При этом сфера деятельности саморегулируемой организации должна включать в себя все или часть видов работ, которые содержатся в утвержденном уполномоченным федеральным органом перечне видов работ.
    Согласно части 14 статьи 555 Градостроительного кодекса решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три дня со дня их принятия подлежат направлению на электронном и бумажном носителях в Ростехнадзор.
    Согласно пункту 3 части 2 статьи 5518 Градостроительного кодекса информация о перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельств о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, вносится в государственный реестр саморегулируемых организаций.
    В соответствии с частью 4 указанной статьи Ростехнадзор вносит в государственный реестр саморегулируемых организаций сведения о саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней со дня получения им уведомления о принятых общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решениях. Согласно части 7 указанной статьи внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций, изменение таких сведений осуществляются без взимания платы.
    В соответствии с частью 5 статьи 5518 Градостроительного кодекса в случае выявления нарушения саморегулируемой организацией требований Градостроительного кодекса при принятии ею решений, уведомление о которых получено Ростехнадзором, последний приостанавливает внесение соответствующих сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и направляет в саморегулируемую организацию предписание об устранении выявленного нарушения. В течение десяти дней со дня получения данного предписания Ростехнадзора саморегулируемая организация обязана устранить выявленное нарушение и уведомить об этом Ростехнадзор или обжаловать данное предписание в арбитражный суд.


Вопрос: В каком случае необходимо получать свидетельство о допуске к виду работ «организация строительства»?

Ответ: Вид работ «организация строительства» относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.
    Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда в случае если:
    предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;
    заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.
    При этом подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемым в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.


Вопрос: Необходимо ли получать свидетельство о допуске застройщику, который осуществляет строительный контроль своими силами?

Ответ: В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство.
    Отсутствие в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624), вида работ по осуществлению строительного контроля застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль. При этом получение свидетельства о допуске для осуществления строительного контроля заказчиком (застройщиком) не требуется.
    Причиной, побудившей Минрегион России исключить осуществление строительного контроля застройщиком из перечня видов работ, требующих получения свидетельства о допуске, стала содержавшаяся в законодательстве коллизия относительно застройщиков – бюджетных учреждений, которые не имея права вести предпринимательскую деятельность, не могли быть членами саморегулируемых организаций и иметь свидетельство о допуске к осуществлению строительного контроля (что требовалось по ранее действовавшему перечню видов работ).


Вопрос: Необходимо ли застройщику получать свидетельство о допуске к работам по организации строительства?

Ответ: В соответствии с частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, с 01.10.2010 г. он вправе осуществлять работы по организации строительства только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске.
    При этом до приведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствие с новой редакцией Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик должен иметь такое же свидетельство о допуске к работам по организации строительства, которое до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ, выдавалось лицам, являющимися генеральными подрядчиками.
    Таким образом, действующее законодательство предусматривает необходимость получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства только тем застройщиком, который сам выполняет работы по организации строительства. В случае, если застройщик или уполномоченный им заказчик привлекают к работам по организации строительства иное физическое или юридическое лицо, то в данном случае, застройщик не является лицом, осуществляющим строительство, и ему не требуется свидетельство о допуске на работы по организации строительства. В этом случае свидетельство о допуске на работы по организации строительства должно иметь привлекаемое застройщиком или заказчиком лицо.


Вопрос: В каких случаях производятся выплаты из компенсационного фонда?

Ответ: В части 3 статьи 5516 Градостроительного кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления выплат из средств компенсационного фонда:
1) возврат ошибочно перечисленных средств;
    2) размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера;
    3) осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки).


Вопрос: Каков правовой режим использования доходов от размещения средств компенсационного фонда? Правомерно ли использование таких доходов на содержание аппарата саморегулируемой организации?

Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.
    Таким образом, проценты, полученные от размещения средств компенсационного фонда в депозитах и (или) депозитных сертификатах в российских кредитных организациях (а равно проценты от размещения средств компенсационного фонда иными способами, которые были разрешены законодательством до 02.08.2010 г.), также являются средствами компенсационного фонда, и порядок их расходования регулируется частью 3 статьи 5516 Градостроительного кодекса и частью 13 статьи 13 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (об этом см. вопрос 9.11).
    Таким образом, использование средств компенсационного фонда, в том числе доходов, полученных от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, на цели, не предусмотренные частью 3 статьи 5516 Градостроительного кодекса, в том числе на содержание аппарата саморегулируемой организации, противоречит действующему законодательству.


Вопрос: Относятся ли взносы в компенсационный фонд, вступительные и членские взносы, уплачиваемые членами саморегулируемых организаций, к расходам, связанным с производством и реализацией для целей налогообложения по налогу на прибыль? В какой момент признаются данные расходы?

Ответ: В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», только при условии ее соответствия всем установленным Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» требованиям.
    Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что с 01.01.2009 г. в строительстве вводится система саморегулирования, с 01.01.2010 г. отменяющая систему лицензирования работ в строительной деятельности. При этом саморегулируемые организации законодательно наделены правом на выдачу свидетельств о допусках для осуществления определенных видов работ, проведение которых влияет на безопасность объектов капитального строительства.
    Требования к саморегулируемым организациям в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлены главой 61 Градостроительного кодекса.
    Статьями 552 и 553 Градостроительного кодекса установлено, что саморегулируемые организации - это организации, созданные в форме некоммерческого партнерства, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, осуществляющих строительство.
    Положениями статей 556 и 557 Градостроительного кодекса установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.
    Исходя из положений статьи 558 Градостроительного кодекса к осуществлению работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту основных средств, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, допускаются организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, уплатившие вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, а также уплачивающие регулярные членские взносы.
    Подпунктом 29 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческими организациями, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
    Расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете при применении метода начисления единовременно в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.
    Согласно указанной норме датой расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.


Вопрос: Должен ли член саморегулируемой организации письменно информировать налоговые органы о вступлении в саморегулируемую организацию, в какой форме и в какие строки? Какие последствия могут наступить при несвоевременном представлении информации?

Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
    Организации, являющиеся членами саморегулируемой организации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях, в том числе и об участии в саморегулируемой организации.
    Форма сообщения об участии в российских и иностранных организациях утверждена приказом ФНС России от 21.04.2009 г. № ММ-7-6/252@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».
    Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в соответствии со статьей 126 Налогового кодекса.


Вопрос: Что такое центр по тестированию? Каковы его функции?

Ответ: Центрами по тестированию являются организации, которые осуществляют проверку уровня знаний претендентов на аттестацию – работников строительных организаций и индивидуальных предпринимателей.
    В соответствии с Положением о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса центры по тестированию осуществляют следующие функции:
1) осуществляют прием документов, поданных на аттестацию;
    2) принимают решения о допуске к аттестации, отказе в допуске к аттестации;
    3) обеспечивают оценку уровня знаний претендентов на аттестацию в форме компьютерного тестирования;
    4) предоставляют результаты оценки уровня знаний в соответствующие аттестационные комиссии;
    5) выдают аттестаты или отказы в аттестации по итогам рассмотрения аттестационными комиссиями результатов оценки уровня знаний;
    6) вносят сведения в единый реестр сведений об аттестации;
    7) принимают жалобы на результаты оценки уровня знаний в форме компьютерного тестирования, осуществляют их предварительное рассмотрение, а в случаях, установленных в названном Положении, направляют их на рассмотрение Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере аттестации.


Вопрос: Как получить аккредитацию в качестве центра по тестированию?

Ответ: В соответствии с Положением о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса в качестве центра по тестированию может быть аккредитовано любое юридическое лицо, предоставившее в Национальное объединение строителей заявление на аккредитацию с приложением рекомендации саморегулируемой организации, применяющей Положение о Единой системе аттестации. Аккредитация центров по тестированию осуществляется бесплатно.
    Решение об аккредитации юридического лица в качестве центра по тестированию принимается Комитетом по профессиональному образованию Национального объединения строителей. Лицу, аккредитованному в качестве центра по тестированию, выдается свидетельство об аккредитации. В случае отказа в аккредитации такой отказ может быть обжалован в Совет Национального объединения строителей.
    Аккредитация центров по тестированию может осуществляться по всем видам (группам видов) работ или по отдельным видам (группам видов) работ.
    Комитетом по профессиональному образованию могут быть установлены квотирование количества центров по тестированию в конкретных регионах или городах, а также критерии аккредитации центров по тестированию при большем количестве заявлений на аккредитацию, чем размер соответствующей квоты.


Вопрос: В каком законодательном акте или нормативных документах отраженно о целевом сборе и каким образом будет распределено имущество при ликвидации Ассоциации  «Саморегулируемая организация «Союз дорожников и строителей Курской области»?

Ответ: В связи с часто поступающим вопросом в Ассоциацию «Саморегулируемая организация «Союз дорожников и строителей Курской области» (далее по тексту - Ассоциация) о целевом взносе в размере 11 000 рублей для приобретения здания, информируем. На основании ч.3, ст. 12 Федерального Закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируеммых организациях», на Общем собрании членов было принято решение о единовременном целевом сборе с членов Ассоциации в размере 11 000 рублей, так как, согласно ч.1, ст. 12. вышеуказанного Федерального Закона, одним из источников формирования имущества саморегулируемой организации являются регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы).
    В соответствии с ч.2, ст.20 Федерального Закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: «При ликвидации Ассоциации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами Ассоциации в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами Ассоциации». Учредительными документами Ассоциации не предусмотрено преимущественная удовлетворенность учредителей в случае распределения имущества Ассоциации.


Вопрос: Организации необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ген.подряд). Какие требования необходимо соблюсти?

Ответ: В связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010г. №240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» увеличено количество специалистов, необходимых для получения свидетельства о допуске на выполнение работ по организации строительства (ген. подряд). Согласно поправкам, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны соответствовать требованиям согласно п.8.2 ч.8 ст. 55.5 ГрК РФ:

1) требование о наличии по месту основной работы работников ИП, работников юр.лица, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. При этом ИП и руководитель юр.лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации с проведением их аттестации.

Так же в соответствии с ч.7 ст.55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ген. подряд) для членов Ассоциации «СРО «СДСКО», составляет:

1) триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;

2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;

3) один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;

4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;

5) три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;

6) десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.


Вопрос: Организация, занимается строительством многоэтажных жилых домов из кирпича. В приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 работы по устройству каменных конструкций отмечены «звездочкой». Необходимо ли получать свидетельство о допуске на указанный вид работ?

Ответ: Производство работ по устройству каменных конструкций (п.9 Перечня приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624) требует получение допуска ТОЛЬКО в случае их выполнения на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (см. ст.48.1 Градостроительного Кодекса), что отмечено в сноске к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624.


Вопрос: Могут ли свидетельства, удостоверения и другие документы, выданные Ростехнадзором по результатам обучения физических лиц по различным специальностям, приравниваться к документам о повышении квалификации?

Ответ: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) не является образовательным учреждением и выдача свидетельств или удостоверений о повышении квалификации не входит в его компетенцию.
    Вместе с тем, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», по результатам проведенной аттестации выдаются удостоверения установленной формы, не являющиеся документом о повышении квалификации.


Вопрос: Как рассчитывается необходимая минимальная численность работников при получении свидетельства о допуске на два и более вида работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства?

Ответ: Минимально необходимыми требованиями к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, связанным со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 207, установлены требования к кадровому составу юридического лица при получении свидетельства о допуске к определенному виду работ.


Вопрос: По каким основаниям и в каком порядке может быть применена мера дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов саморегулируемой организации?

Ответ: Основания исключения из членов саморегулируемой организации закреплены в части 2 статьи 557 Градостроительного кодекса:
1) несоблюдение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, повлекшее за собой причинение вреда;
    2) неоднократное в течение одного года или грубое нарушение членом саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований технических регламентов, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций и (или) требований правил саморегулирования;
    3) неоднократная неуплата в течение одного года или несвоевременная уплата в течение одного года членских взносов;
    4) невнесение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в установленный срок;
    5) отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
    Указанный перечень оснований исключения из членов саморегулируемой организации является закрытым, саморегулируемая организация не вправе устанавливать дополнительных оснований для исключения из членов саморегулируемой организации.
    По общему правилу применение меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из членов саморегулируемой организации относится к компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации вправе принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации только по одному основанию – в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
    Исключение из членов саморегулируемой организации влечет в соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 558 Градостроительного кодекса прекращение действия свидетельства о допуске к работам.


Вопрос: Какие последствия могут наступить, если договор страхования заключен позже даты начала действия свидетельства о допуске?

Ответ: В случае если договор страхования заключен позже даты начала действия свидетельства о допуске, страхования компания не будет нести ответственность за вред, наступивший вследствие недостатков работ, допущенных с момента начала действия свидетельства о допуске до момента начала действия договора страхования. Ответственность за причиненный вред страхователь будет нести самостоятельно, а при недостаточности у него имущества, субсидиарную ответственность будет нести саморегулируемая организация за счет средств компенсационного фонда.
    Для того чтобы избежать такой ситуации необходимо, чтобы в правилах саморегулирования (требованиях о страховании гражданской ответственности за причинения вреда) было предусмотрено положение, согласно которому гражданская ответственность члена саморегулируемой организации по договору страхования должна быть застрахована на момент начала действия свидетельства о допуске, и установлена соответствующая обязанность членов саморегулируемой организации.
    Если член саморегулируемой организации пропустил срок заключения договора страхования, и действие свидетельства о допуске уже началось, в договоре страхования должно быть предусмотрено положение о ретроактивном периоде.
    Ретроактивным периодом считается период, который обеспечивает страховым покрытием возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, выполненных в течение определенного количества времени до даты заключения договора страхования. Методическими рекомендациями по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренных на совещании Минрегиона России (протокол от 27.02.2010 г.), ретроактивный период рекомендуется устанавливать не менее чем в три года.


Вопрос: Влечет ли изменение перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, изменение договора страхования гражданской ответственности?

Ответ: В случае изменения перечня видов, в результате которого вводятся новые виды работ, исключается часть видов работ, меняются наименования ранее действовавших видов работ (как это произошло в связи с изданием приказа Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624, вступившего в силу 01.07.2010 г.), соответствующим образом должны измениться договоры страхования гражданской ответственности, заключенные членами саморегулируемых организаций.
    Изменение договора страхования осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к нему. При этом в дополнительном соглашении, помимо видов работ в соответствии с новым перечнем, должны быть указаны также все виды работ, на которые член саморегулируемой организации (страхователь) имел свидетельство о допуске в соответствии с ранее действовавшим перечнем видов работ.
    В противном случае может сложиться ситуация, при которой, указав в договоре виды работ в соответствии только с новым свидетельством, виды работ, которые член саморегулируемой организации выполнял по ранее действующему свидетельству, окажутся с момента заключения дополнительного соглашения незастрахованными. В такой ситуации при наступлении страхового случая – обязанности страхователя возместить вред, причиненный в результате недостатков, которые были допущены при выполнении работ, осуществляемых в соответствии с ранее выданным свидетельством, если эти виды работ не поименованы в договоре страхования, страхования компания будет освобождена от выплаты страхового возмещения.


Вопрос: Вправе ли лицо иметь свидетельства о допуске к работам, выданные разными саморегулируемыми организациями?

Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 556 Градостроительного кодекса юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из указанных в статье 553 Градостроительного кодекса видов.
    При этом должны быть соблюдены требования, установленные частью 2 статьи 558 Градостроительного кодекса, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
    Таким образом, действующим законодательством прямо установлено право индивидуальных предпринимателей и юридических лиц быть членами нескольких саморегулируемых организаций одного вида. При этом установлен запрет на наличие свидетельств о допуске на один и тот же вид работ, выданных разными саморегулируемыми организациями.
    При приеме в члены саморегулируемой организации кандидат в члены должен представить в саморегулируемую организацию копию выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида. Однако нормы Градостроительного кодекса не обязывают члена одной саморегулируемой организации информировать ее о вступлении в иную саморегулируемую организацию того же вида с целью получения допуска к другим виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.


Вопрос: Может ли организация, не имеющая свидетельства о допуске, принимать участие в аукционе на право заключения договора строительного подряда, проводимом при размещении государственного (муниципального) заказа?

Ответ: Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных заказов» предусмотрено требование о соответствии участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к таким лицам. При этом Градостроительный кодекс не содержит никаких требований к участникам размещения заказа, в том числе, о наличии свидетельства о допуске в качестве обязательного условия для допуска к участию в торгах.
    В соответствии с названным Федеральным законом документацию об аукционе утверждает заказчик, устанавливая требования по содержанию такой документации и условия к участнику размещения заказа на основании данного закона. Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 35 Федерального закона заявка на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 закона, в случае, если такие требования предусмотрены документацией об аукционе. Следовательно, участник размещения заказа для участия в аукционе предоставляет только те документы и сведения в соответствии с законом, которые затребованы заказчиком в документации об аукционе.
    Таким образом, участник размещения заказа должен предоставить подтверждение наличия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, исключительно в случае содержания такого требования в документации об аукционе.


Вопрос: В каких случаях необходимо получать свидетельство о допуске к работам, отмеченным в перечне видов работ «звездочкой»?

Ответ: Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624, вступил в силу 01.07.2010 г.), содержит виды работ, которые в соответствии с Градостроительным кодексом должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
    При этом перечень содержит ряд видов и групп работ, отмеченных «звездочкой» (*). Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 481 Градостроительного кодекса, то есть на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.


Вопрос: Необходимо ли получать свидетельство о допуске к работам, если работы выполняются на собственных объектах за счет собственных средств и собственными силами?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 558 Градостроительного кодекса индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
    Согласно части 4 указанной статьи перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время перечень видов работ установлен приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624.
    Действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих какие-либо исключения из указанного перечня, в том числе в зависимости от того, за счет чьих средств и чьими силами выполняются работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.
    В случае если выполняемые в процессе капитального ремонта и реконструкции работы входят в Перечень, получение свидетельства о допуске к таким работам лицом, их выполняющим, является обязательным. Выполнение таких работ без свидетельства о допуске влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Вопрос: Необходимо ли получать свидетельство о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, если организация занимается возведением обычных сооружений и инфраструктуры в составе особо опасного или технически сложного объекта?

Ответ: Невозможно дать универсальное разъяснение, конкретизирующее отнесение объекта капитального строительства к категории особо опасных и технически сложных объектов, так как Градостроительным кодексом определен только перечень объектов, которые относятся к особо опасным и технически сложным, при этом понятие таких объектов не раскрывается.
    Представляется, что указанный вопрос должен решаться на стадии государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, обязательное проведение которой в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса предусмотрено в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
    Таким образом, в случае наличия в заключении государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять, указания на их отнесение к особо опасным и технически сложным объектам, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, планирующие выполнять соответствующие работы в отношении данных объектов должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (в настоящее время действуют требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 г. № 48).


Вопрос: Необходимо ли получать свидетельство о допуске для возможности участия в аукционе на строительство многоквартирного жилого дома с количество этажей не более трех?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 624 в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не включаются виды работ, выполняемые в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
    Таким образом, получения свидетельства о допуске к выполнению строительных работ на указанных объектах не требуется.
    При проведении аукционов на право строительства указанных объектов для государственных и муниципальных нужд заказчик не вправе устанавливать иных требований к участникам размещения заказа, кроме обязательных требований, устанавливаемых законодательством Российской Федерацией, в том числе, требования о представлении свидетельства о допуске к работам (статья 11 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).


Вопрос: Что понимается под видом работ и группой видов работ?

Ответ: Видом работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства, является последнее число в структуре нумерации перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время действует перечень, утвержденный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624).

    Видами работ являются, например:
по строительству, реконструкции и капитальному ремонту - 2.4, 3.7, 8, 32.1, 33.1.1.

    Группой видов работ, например, являются:
но строительству, реконструкции и капитальному ремонту - 2, 4, 33, 33.1.

 
  
 
             
    Дата изменения: 01.02.2024 17:42:51