Разъяснения СРО

    
 
 

Разъяснения в сфере СРО



ПРАВОВАЯ СУДЬБА СВИДЕТЕЛЬСТВ О ДОПУСКЕ, ВЫДАННЫХ ДО 1 ИЮЛЯ 2010 ГОДА, ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2011 ГОДА

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на возможность внесения изменений после 1 января 2011 года в свидетельства о допуске, действие которых прекращено в силу части 7 статьи 8 Федерального закона №240-ФЗ. Саморегулируемая организация вправе установить разумный срок для подачи её членами заявлений о внесении изменений в свидетельства о допуске, выданные до 1 июля 2010 года.

Вопрос:

 В связи с принятием Федерального закона №240 от 27.07.2010г. просим Вас дать разъяснение по вопросу, касающемуся действия свидетельства о допуске.

В ч.9 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что: "Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия". Частью 7 ст. 8 Федерального закона №240 от 27.07.2010г. предусмотрено, что свидетельства о допуске к определенным виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией до 1 июля 2010 года в соответствии с перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в этот перечень в части изменения наименований тех же видов работ, о допуске к которым выдано указанное свидетельство, действуют до 1 января 2011 года, что является противоречием Градостроительного кодекса РФ.

В настоящее время в связи с вышеупомянутым, в сети "Интернет" существуют неоднозначные трактовки данных законов и их последующего применения.

Просим Вас дать разъяснение по вопросу, надлежит ли в обязательном порядке исключать организации из числа членов СРО, после 01.01.2011 г. в случае не замены свидетельств, при этом организация желает остаться членом Партнерства, но по объективным причинам не смогла подать заявление о замене свидетельства.

 

Ответ НОСТРОЙ:

 Аппарат Национального объединения строителей рассмотрел обращения СРО НП "Союз дорожников и строителей Курской области" от 17.12.2010 №418, а также НП СРО "Межрегиональный строительный союз" от 03.12.2010 №358-с по вопросу о применении части 7 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 №240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон), и сообщает следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 8 Закона свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемой организацией до 1 июля 2010 года, действуют до 1 января 2011 года. Это означает, что с 1 января 2011 года выполнять работы, содержащиеся в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624, вправе только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельства о допуске, выданные после 1 июля 2010 года.

Вместе с тем, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) не содержит запрета на возможность внесения изменений после 1 января 2011 года в свидетельства о допуске, действие которых прекращено в силу указанной выше нормы закона. Внесение изменений в свидетельства о допуске в этом случае должно осуществляться в порядке, установленном частями 10-14 статьи 55.8 Кодекса.

Норма пункта 5 части 2 статьи 55.7 Кодекса обязывает саморегулируемую организацию принимать решение об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации в случае отсутствия у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, за исключением случая, указанного в части 7 статьи 55.8 Кодекса. При этом Кодекс не устанавливает сроков принятия такого решения. Таким образом, саморегулируемой организации не запрещается установить разумный срок для подачи ее членами заявлений о внесении изменений в свидетельства о допуске, выданные до 01 июля 2010 года.



СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУСКЕ К РАБОТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ДВУХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Свидетельство о допуске к работам по организации строительства необходимо застройщику исключительно в случае, если он сам будет осуществлять строительство и выполнять все установленные частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации функции. В противном случае указанное свидетельство необходимо привлекаемому застройщиком или заказчиком лицу. Соответственно, ситуация, когда указанное свидетельство должны получать сразу два лица — и застройщик, и привлекаемое лицо — не может возникнуть.

Вопрос:

 В соответствии с частью 16, п. 6-8 статьи 55 Федерального закона от 27 июля 2010 года №240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" организация, осуществляющая работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", обязана внести в компенсационный фонд саморегулируемой организации денежные средства в объеме, зависящем от действующего договора строительства, капитального ремонта, реконструкции. В ответе Председателя Комитета по строительству и земельным отношениям М.Л. Шаккума на письмо Руководителя аппарата Общероссийской негосударственной некоммерческой организации "НОСТРОЙ" М.Ю. Викторова говорится, что застройщик является лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен иметь свидетельство о допуске к предусмотренным указанным перечнем работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Членами СРО ведутся работы по строительству социального жилья. ЗАО является Заказчиком-Застройщиком, без выполнения строительно-монтажных работ. На основании договора генерального подряда строительные работы ведет ООО "ХХХ".

Из вышеизложенного следует, что свидетельство о допуске к организации строительства необходимо обеим организациям.

Прошу дать пояснение, какая из организаций должна вносить денежные средства в компенсационный фонд в зависимости от объема действующего договора: организация, осуществляющая функции заказчика-застройщика, или организация, осуществляющая функции организатора строительства с правом привлечения третьих лиц, привлекаемая застройщиком или заказчиком (генеральным подрядчиком).

В случае внесения взноса в компенсационный фонд обеими организациями, данный вариант очень сильно повлияет на себестоимость социального жилья, что я считаю недопустимым.

Кроме того, очевидно, что по одному и тому же объему строительно-монтажных работ, осуществляемых по договору генерального подряда (Заказчик — Генеральный подрядчик), безопасность выполнения данных работ обеспечивается двойным взносом в компенсационный фонд, что я считаю неверным.

 

Ответ НОСТРОЙ:

 Аппарат Национального объединения строителей рассмотрел Ваше обращение от 19 октября 2010 года №402 о разъяснении законодательства, и сообщает следующее.

В соответствии с положениями статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее — работы по организации строительства), в случае включения таких работ в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, должно иметь лицо, которое выполняет все функции, установленные частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации: организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Это подтверждается письмом Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы от 13 ноября 2010 года №3.31-22/891 (прилагается).

Указанные функции определены в отношении лица, осуществляющего строительство, которым может являться:

1) застройщик;

2) привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Изложенное означает, что свидетельство о допуске к работам по организации строительства необходимо застройщику исключительно в случае, если он сам будет осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства и выполнять указанные функции. Соответственно, ситуация, когда свидетельство о допуске к работам по организации строительства должны получать сразу два лица — и застройщик, и привлекаемое лицо — не может возникнуть.

В описанной Вами ситуации застройщик-заказчик ЗАО не является лицом, осуществляющим строительство, а привлекает на основании договора для осуществления работ по строительству и их организации ООО "ХХХ". Таким образом, именно ООО "ХХХ" необходимо иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, указанным в группе видов работ "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) Раздела III Перечня, утверждённого приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года №624, и вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации при получении такого свидетельства о допуске с учётом дифференциации, предусмотренной частью 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Приложение: на 1 л.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА КОМИТЕТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Руководителю
Аппарата Национального
объединения строителей
М. Ю. Викторову

Исх. № 01 -3336/10 от 22.11.2010

Уважаемый Михаил Юрьевич!

Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел Ваше обращение от 15.10.2010 №02-790/10 и сообщает следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее — работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

При этом частью 3 статьи 52 Кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Учитывая вышеизложенное, работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

  • организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

  • обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

  • осуществление строительного контроля;

  • выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.

Таким образом, застройщику требуется получать свидетельство о допуске к работам по организации строительства в случае, если он является лицом, осуществляющим строительство, т.е. выполняет весь комплекс указанных работ.

Председатель Комитета

М.Л.Шаккум



СВИДЕТЕЛЬСТВО О ДОПУСКЕ К РАБОТАМ ПО УСТАНОВКЕ ОКОН ИЗ ПОЛИВИНИЛХЛОРИДНЫХ ПРОФИЛЕЙ

Работы по установке окон из поливинилхлоридных профилей требуют получения свидетельства о допуске, поскольку относятся к включённому в Приказ Минрегиона России №624 виду работ №10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений".

Вопрос:

 В СРО обратился член Партнерства с заявлением о добровольном прекращении членства и возврате уплаченных взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 4, 5 статьи 3.2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее — Закон).

В соответствии с Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень), утвержденным приказом Минрегиона России №274, член Партнерства имеет свидетельство о допуске к следующим видам работ:

  • по сносу строений и разборке конструкций: 4510304;

  • по монтажу сборных железобетонных и бетонных конструкций: 4520218;

  • по монтажу металлических конструкций: 4520108,4520111;

  • по устройству каменных конструкций: 4510505, 4520307, 4520308,4520309;

  • по экранированию помещений и устройству деформационных швов: 4540175;

  • по антикоррозийной защите строительных конструкций и оборудования:4540161;

  • по монтажу технологического оборудования: 4530416.

Согласно Закону, одним из условий возврата уплаченных взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации является отсутствие в свидетельстве о допуске иных видов работ, кроме исключенных из установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня видов работ, которые оказывают влияние не безопасность объектов капитального строительства.

Исходя из письма Минрегиона России от 15.02.2010 № 24099РП/08, под иными видами работ необходимо понимать работы, которые являются иными по сравнению с указанными в свидетельстве о допуске не по наименованию, а по содержанию видов работ.

В приведенной к письму сравнительной таблице виды работ 4520108 "Монтаж конструкций ворот, лестниц, площадок, дверей, люков, лазов" и 4520111 "Монтаж оконных блоков, витражей, перегородок (из алюминиевых сплавов, стальных и прочих)" соответствуют виду работ 10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений".

В связи с чем просим разъяснить:

1. Имеет ли право член саморегулируемой организации, имеющий свидетельство о допуске к работам 4520108 "Монтаж конструкций ворот, лестниц, площадок, дверей, люков, лазов" и 4520111 "Монтаж оконных блоков, витражей, перегородок (из алюминиевых сплавов, стальных и прочих)", на возврат уплаченных взносов в компенсационный фонд?

2. Необходимо ли члену само регулируемой организации, имеющему свидетельство о допуске к работам по монтажу металлических конструкций 4520108 и 4520111, выданное в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона России №274, для выполнения таких видов работ в дальнейшем получать свидетельство о допуске к работам, предусмотренным видом 10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений" в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минрегиона России №624?

Относятся ли окна из поливинилхлоридных профилей к металлическим конструкциям?

Ответ НОСТРОЙ:

 Аппарат Национального объединения строителей рассмотрел Ваше обращение от 28.10.2010 №315 по вопросу правоприменения приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее — Приказ № 624), и сообщает следующее.

1. Письмо Минрегиона России от 08.10.2010 №35145-ИП/08 разъясняет, что исключёнными из Перечня видов работ Приказом №624 могут считаться виды работ, отмеченные знаком "*", которые выполняются на объектах, не указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с переводной таблицей соответствия видов работ из перечней, утверждённых приказами Минрегиона России №274 и №624, доведённой до Национальных объединений в строительной сфере письмом Минрегиона России от 15.06.2010 №24099-РП/08, из перечисленных в Вашем письме кодов к исключённым можно отнести следующие:

— вид работ №2.1 "Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей*", включает все коды вида работ №2 "Работы по сносу строений и разработке конструкций (4510301-4510307;4510316;4510317) в соответствии с Приказом №274, в том числе код 4510304;

— вид работ 2.4. "Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов*", включает в себя код 4510505 "Установка и разборка инвентарных наружных и внутренних лесов";

— вид работ №9.2 "Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой*" включает в себя коды:

  • 4520307 "Кладка кирпичная стен из обыкновенного глиняного и силикатного кирпича с облицовкой керамическим кирпичом";

  • 4520308 "Кладка кирпичная стен и облицовкой керамическими плитами";

  • 4520309 "Устройство перегородок из кирпича и керамических камней";

— вид работ №12.3 "Защитное покрытие лакокрасочными материалами*" включает в себя код: 4540161 "Окраска поверхностей лаками, красками, эмалями".

Указанные в Вашем письме коды видов работ 4530416 "Монтаж оборудования линий по изготовлению оконных и дверных блоков и отделке мебели" и 4540175 "Герметизация горизонтальных и вертикальных стыков и швов между панелями, окнами, дверями" не учтены в переводной таблице Минрегиона России по причине отсутствия аналогов в Приказе №624. Соответственно, такие работы также можно считать исключёнными.

К видам работ, требующим получение свидетельства о допуске, из перечисленных в Вашем письме кодов необходимо отнести виды работ:

— вид работ №7.2 "Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок", включает в себя код: 4520218 "Установка мелких железобетонных конструкций (парапетов, сливов, подоконников)";

— вид работ №10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений", включает в себя коды:

  • 4520108 "Монтаж конструкций ворот, лестниц, площадок, дверей, люков, лазов";

  • 4520111 "Монтаж оконных блоков, витражей, перегородок (из алюминиевых сплавов, стальных и прочих)".

Таким образом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий в свидетельстве о допуске указание на такие работы, не имеет права на возврат взносов в компенсационный фонд.

2. Лица, имевшие ранее в свидетельстве о допуске коды 4520218, 4520108 и 4520111, должны получить допуск к видам работ №№7.2 и 10.1 по Приказу №624.

3. В соответствии с Межгосударственными стандартами "Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия. ГОСТ 30673-99" (введён в действие постановлением Госстроя России от 06.05.2000 №38) и "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия. ГОСТ 30673-99" (введён в действие постановлением Госстроя России от 06.05.2000 №37), из поливинилхлорида (ПВХ) изготавливают элементы комплектации оконных и дверных блоков. Это - наличники, подоконные доски, соединители, расширители и др. Одной из составляющих оконной конструкции являются элементы рамочные, сваренные из ПВХ и усиленные стальными вкладышами, то есть имеющие металлический каркас.

Строительные ограждающие конструкции представляют собой стены, перекрытия, перегородки, оконные и дверные блоки, в том числе и окна из профилей ПВХ(металлопластиковых). Учитывая изложенное, работы по установке таких конструкций требуют получения свидетельства о допуске, так как включены в Приказ №624 как вид работ №10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений".



УЧЁТ СПЕЦИАЛИСТА В КВАЛИФИКАЦИОННОМ СОСТАВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЫДАЧЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ДОПУСКЕ

Специалиста, получившего квалификацию "Менеджер строительства", можно учитывать в квалификационном составе организации только при получении свидетельства о допуске к работам по организации строительства (группа видов работ №33), при условии наличия такой специальности в утверждённых саморегулируемой организацией требованиях к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

Вопрос:

 Прошу разъяснить, имеет ли право строительная организация учитывать в квалификационном составе при получении допуска штатного специалиста, имеющего высшее техническое образование, отличное от строительного профиля, стаж работы по строительному профилю более 5 лет и прошедшего профессиональную переподготовку по 1000-часовой программе "Менеджер строительства", как специалиста строительного профиля со стажем работ более 5 лет.

 

Ответ НОСТРОЙ:

Аппарат Национального объединения строителей рассмотрел Ваше обращение от 13.10.2010 б/н по вопросу учёта специалиста в квалификационном составе организации при выдаче свидетельств о допуске, и сообщает следующее.

В соответствии с утверждёнными 20 ноября 2001 года Министерством образования Российской Федерации Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации "Менеджер строительства", необходимо иметь базовое высшее техническое образование, опыт работы в строительстве не менее двух лет, пройти обучение в объёме дополнительной программы 1020 часов и аттестацию по результатам обучения. Утверждённая программа направлена на получение специалистом следующих квалификационных характеристик: осуществление функций управления и планирования деятельности структурных подразделений строительной компании, контроля и реализации бизнес-планов, анализа спроса на производимую продукцию и услуги, инновационной деятельности в целях увеличения конкурентоспособности строительной компании и её структурных подразделений, знание маркетинга, экономики, новых методов строительства, нормативных, правовых актов по строительству, ценообразованию, налогообложению в строительстве, теории и практики работы с персоналом в строительных компаниях. По мнению Аппарата Национального объединения строителей, специалиста, получившего квалификацию "Менеджер строительства", можно учитывать только при получении свидетельства о допуске к работам по организации строительства (группа видов работ №33), при наличии такой специальности в утвержденных саморегулируемой организацией требованиях к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

Унифицированные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утверждённые решением Совета Национального объединения строителей от 15 июня 2010 г. (протокол №8), не содержат такой специальности. Вместе с тем, эти требования носят рекомендательный характер, и каждая саморегулируемая организация вправе устанавливать свои требования к выдаче свидетельств о допуске и определять конкретные специальности по образованию, соответствующие тому или иному виду работ.



ЗАОЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ И ГОЛОСОВАНИЕ ПО ДОВЕРЕННОСТИ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ ЧЛЕНОВ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Волеизъявление члена саморегулируемой организации на общем собрании членов саморегулируемой организации не может осуществляться путём заочного голосования, но может осуществляться через представителя путём оформления соответствующей доверенности. При этом ни Устав, ни другие документы саморегулируемой организации не могут ограничить своих членов в возможности использования доверенности.

Вопрос:

 Министерство Юстиции РФ в своем письме от 23.08.2010 г. №15-14786, в ответ на запрос Национального объединения строителей от 23.07.2010 г. №02-343/10 выразило свою позицию, что общее собрание членов саморегулируемой организации (далее — СРО) может проводиться исключительно в очной форме — путем совместного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Основой для этого служит использование слова "присутствующих" в п. 4 ст. 29 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Закон о НО), указывающем, что общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решение общего собрания принимается большинством голосов членов, присутствующих на нем.

НП СРО "Сахалинстрой" не согласно с этой позицией и полагает, что Министерство Юстиции РФ в своем разъяснении не учло ряд моментов организационного и юридического свойства.

В ч. 2 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) названо минимальное число членов — не менее 100 для организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. На практике число членов СРО значительно превышает эти пороговые значения.

При большом количестве членов СРО и широкой филиальной сети проведение общего собрания путем совместного присутствия является не только затратным (организационные, командировочные расходы и пр.), но и с учетом добровольности участия в нем вызывает вопрос наличия кворума.

Следует отметить, что на практике проблема явки зачастую решается путем выдачи доверенностей на право голосования, что фактически превращает очное собрание в заочное. В таком случае представляется более целесообразным "легализовать" заочное голосование, чем заставлять СРО находить способы обходить неоправданные ограничения.

Необходимо также учитывать, что заочное голосование в СРО может быть проведено более оперативно, чем очное, что немаловажно, учитывая необходимость внесения изменений во внутренние документы СРО при изменениях действующего законодательства, устранения недостатков, выявленных в результате проведенных Ростехнадзором проверок и т.п.

Законодатель в ряде случаев непосредственно предусматривает возможность заочного голосования для ряда организаций, в которых количество участников равняется, а иногда даже меньше минимально допустимого числа членов в СРО (см., напр., ст. 50 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 38 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", п. 2 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации").

В этой связи предполагать наличие запрета на заочное голосование в СРО было бы нелогичным.

Более того, п. 3 ст. 14 Закона о НО обязывает некоммерческие организации прописывать в учредительных документах порядок управления их деятельностью. Согласно п. 1 ст. 28 Закона о НО порядок принятия решений органами управления некоммерческой организацией устанавливается учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с указанным Законом и иными федеральными законами.

Право устанавливать порядок управления и принятия решений вполне охватывает и вопросы выбора формы проведения общего собрания.

Возможность применения заочного голосования подтверждается и в постановлении Девятого ААС от 02.12.2008 № 09АП-14529/2008-ГК*, которым отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения общего собрания членов партнерства по вопросу избрания членов совета партнерства, проведенного путем заочного голосования по бюллетеням.

Все вышеуказанное не позволяет считать позицию Министерства юстиции РФ по рассматриваемому вопросу соответствующей законодательству, регулирующему деятельность СРО.

В связи с этим просим дать Ваши разъяснения по вопросу о возможности проведения общего собрания членов Партнерства путем заочного голосования по бюллетеням

Ответ НОСТРОЙ:

Аппарат Национального объединения строителей рассмотрел Ваше обращение от 14 октября 2010 г. №0613 по вопросу проведения общего собрания членов саморегулируемой организации путём заочного голосования и сообщает следующее.

По данному вопросу Национальным объединением строителей получено три разъяснения. Помимо указанного в Вашем обращении письма Минюста России от 23 августа 2010 г. №15-14786, получены также разъяснения Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 10 марта 2010 г. №3.31-22/172 и Минрегиона России от 29 апреля 2010 г. № 17182-И М/08. Как следует изданных писем, принятие решений на общем собрании членов само регулируемой организации путём заочного голосования недопустимо. По нашему мнению, нет оснований считать указанные разъяснения некомпетентными и (или) противоречащими законодательству.

Также сообщаем, что, внимательно изучив постановление Девятого Арбитражного Апелляционного Суда от 2 декабря 2008 г. №09АП-14529/2008-ГК, на которое Вы ссылаетесь в своём письме, полагаем, что сделанный Вами вывод о возможности применения заочного голосования не вытекает из этого судебного акта. Предметом обжалования являлся факт предполагаемого нарушения прав и законных интересов истца при подготовке и проведении общего собрания членов некоммерческой организации. При этом вопрос законности проведения общего собрания членов некоммерческой организации в форме заочного голосования в данном акте не рассматривался.

С учетом изложенного, Аппарат Национального объединения строителей рекомендует саморегулируемым организациям воздерживаться от использования процедуры заочного голосования при проведении общего собрания членов саморегулируемой организации. В то же время волеизъявление члена само регулируемой организации на общем собрании членов само регулируемой организации в силу Гражданского кодекса Российской Федерации может осуществляться через представителя путём оформления соответствующей доверенности. При этом ни Устав, ни другие документы саморегулируемой организации не могут ограничить членов саморегулируемой организации в возможности использования доверенности.

С Вашим выводом о том, что выдача доверенности на право голосования "фактически превращает очное собрание в заочное", нельзя согласиться, поскольку в силу доверенности представитель должен лично присутствовать на общем собрании членов саморегулируемой организации и участвовать в обсуждении всех рассматриваемых вопросов.

 
  
 
             
    Дата изменения: 08.03.2022 13:48:53