Компании, не являющиеся членами СРО, не могут обжаловать действия госзаказчиков,
сообщается в письме Минфина
Согласно письму Минфина России от 20 октября 2023 года № 24-01-07/100177,
направленному участникам закупок, оспаривать любые действия или бездействие
заказчиков при организации и проведении закупок могут только подрядчики,
являющиеся действительными членами СРО и имеющие законное право выполнять
сопутствующие работы и участвовать в госзакупках.
В ведомстве подчеркивают, что права и законные интересы любого участника торгов,
не обладающего специальной правоспособностью для заключения контракта, не должны
игнорироваться контролирующими органами при проведении закупок, где вступление в
саморегулируемую организацию является обязательным.
«Соответственно, отсутствие у участника закупки членства в соответствующей
саморегулируемой организации является основанием для отказа (на основании
подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи
жалобы с нарушением части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ) контрольным органом в
сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки,
при осуществлении которой к участникам закупки установлено требование о таком
членстве», — поясняет Минфин.
Из разъяснений регулятора следует, что:
• условием для подачи жалобы в соответствии с Законом № 44-ФЗ является
изначальное наличие у участника закупки прав и законных интересов, которые при
осуществлении закупки нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля;
• если участники по условиям закупки должны обладать специальной
правоспособностью, то жалоба участника, не обладающего такой правоспособностью,
не должна рассматриваться по существу;
• если заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО,
отсутствие у заявителя жалобы членства в саморегулируемой организации является
основанием для отказа в ее принятии к рассмотрению по существу. Аналогичные
последствия должны возникать в случаях, когда к участникам закупки предъявляются
дополнительные требования, а заявитель жалобы им не соответствует;
• контрольному органу на этапе предварительного рассмотрения жалобы
целесообразно рассмотреть вопрос о наличии либо отсутствии признаков
неправомерного установления заказчиком требований к участникам закупки (о
наличии лицензии, членства в СРО, допуска к работам) вне зависимости от доводов,
содержащихся в жалобе;
• жалоба не должна приниматься к рассмотрению, если признаки неправомерного
установления заказчиком требований не выявлены, а заявитель таким требованиям не
соответствует;
• жалоба должна быть принята к рассмотрению, если предварительно не выявлены
признаки неправомерного установления заказчиком требований к участникам, а также
не выявлено несоответствие подавшего жалобу участника закупки таким требованиям;
• если выявлены признаки неправомерного установления заказчиком вышеуказанных
требований, жалоба в любом случае должна быть принята к рассмотрению по
существу.
Ведомство признает, что возможны случаи, когда требование о вступлении в
саморегулируемую организацию неправомерно включено в закупочную документацию.
Соответственно, при отклонении жалобы на этапе первичной экспертизы контрольному
органу в сфере закупок предлагается рассматривать любые признаки неправомерного
установления заказчиком данного требования о вступлении в СРО, независимо от
претензий, изложенных в жалобе.
Письмо можно прочесть
по ссылке
Источник:
Агентство новостей "Строительный бизнес"
03.11.2023г.
|