Компании, не являющиеся членами СРО, не могут обжаловать действия госзаказчиков, 
сообщается в письме Минфина
Согласно письму Минфина России от 20 октября 2023 года № 24-01-07/100177, 
направленному участникам закупок, оспаривать любые действия или бездействие 
заказчиков при организации и проведении закупок могут только подрядчики, 
являющиеся действительными членами СРО и имеющие законное право выполнять 
сопутствующие работы и участвовать в госзакупках. 
В ведомстве подчеркивают, что права и законные интересы любого участника торгов, 
не обладающего специальной правоспособностью для заключения контракта, не должны 
игнорироваться контролирующими органами при проведении закупок, где вступление в 
саморегулируемую организацию является обязательным. 
«Соответственно, отсутствие у участника закупки членства в соответствующей 
саморегулируемой организации является основанием для отказа (на основании 
подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи 
жалобы с нарушением части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ) контрольным органом в 
сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки, 
при осуществлении которой к участникам закупки установлено требование о таком 
членстве», — поясняет Минфин. 
Из разъяснений регулятора следует, что: 
• условием для подачи жалобы в соответствии с Законом № 44-ФЗ является 
изначальное наличие у участника закупки прав и законных интересов, которые при 
осуществлении закупки нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля; 
• если участники по условиям закупки должны обладать специальной 
правоспособностью, то жалоба участника, не обладающего такой правоспособностью, 
не должна рассматриваться по существу; 
• если заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО, 
отсутствие у заявителя жалобы членства в саморегулируемой организации является 
основанием для отказа в ее принятии к рассмотрению по существу. Аналогичные 
последствия должны возникать в случаях, когда к участникам закупки предъявляются 
дополнительные требования, а заявитель жалобы им не соответствует; 
• контрольному органу на этапе предварительного рассмотрения жалобы 
целесообразно рассмотреть вопрос о наличии либо отсутствии признаков 
неправомерного установления заказчиком требований к участникам закупки (о 
наличии лицензии, членства в СРО, допуска к работам) вне зависимости от доводов, 
содержащихся в жалобе; 
• жалоба не должна приниматься к рассмотрению, если признаки неправомерного 
установления заказчиком требований не выявлены, а заявитель таким требованиям не 
соответствует; 
• жалоба должна быть принята к рассмотрению, если предварительно не выявлены 
признаки неправомерного установления заказчиком требований к участникам, а также 
не выявлено несоответствие подавшего жалобу участника закупки таким требованиям; 
• если выявлены признаки неправомерного установления заказчиком вышеуказанных 
требований, жалоба в любом случае должна быть принята к рассмотрению по 
существу. 
Ведомство признает, что возможны случаи, когда требование о вступлении в 
саморегулируемую организацию неправомерно включено в закупочную документацию. 
Соответственно, при отклонении жалобы на этапе первичной экспертизы контрольному 
органу в сфере закупок предлагается рассматривать любые признаки неправомерного 
установления заказчиком данного требования о вступлении в СРО, независимо от 
претензий, изложенных в жалобе. 
Письмо можно прочесть 
по ссылке 
Источник:
Агентство новостей "Строительный бизнес" 
								
						
						03.11.2023г. 
					 |