Минфин России завершил подготовку законопроекта
об оптимизации и упрощении государственных и муниципальных закупок и внес его в
Правительство Российской Федерации
Согласованный с
ведомствами-соисполнителями законопроект внесен в Правительство Российской
Федерации для его дальнейшей подготовки к внесению в Государственную Думу
Российской Федерации.
Разработанный Минфином России в феврале 2020 года законопроект был
доработан во
исполнение дополнительных поручений Первого заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова, заместителя Председателя
Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина по вопросам в сфере
строительства, а также в части предоставления субъектами малого
предпринимательства для обеспечения заявок и контрактов независимых гарантий,
выданных региональными гарантийными организациями.
Законопроект также учитывает отдельные
предложения, поступившие при его
разработке в том числе от Минобороны России, Минтранса России, ФАС России,
Казначейства России, ГК "Росатом", ГК "Роскосмос", Правительства Москвы,
Правительства Московской области.
СПРАВОЧНО:
Законопроект включен в План дополнительных мероприятий (действий) по обеспечению
устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с
распространением новой коронавирусной инфекции (пункт 4.4 плана, одобренного на
заседании Правительства Российской Федерации 16 апреля 2020 г.), а также
содержит отдельные мероприятия, предложенные к включению в разрабатываемый
Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению
занятости, доходов граждан и роста экономики.
Согласно подпункту 4 пункта 10
решений, принятых на заседании Правительства
Российской Федерации 20 февраля 2020 г., поручено обеспечить внесение
законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации для его рассмотрения в
период весенней сессии ее работы.
Законопроект предусматривает упрощение и
систематизацию порядка осуществления
закупок для государственных и муниципальных нужд, в частности:
1) сокращение количества способов закупок
с 11 до 3, унификацию требований к
извещениям о закупках, к заявкам участников закупок, формируемым протоколам, что
позволило сократить объем закона и подзаконных актов почти на треть.
Избыточные
и устаревшие процедурные требования исключаются;
2) ускорение осуществления предусмотренных процедур, в том числе за счет
оптимизации порядка исчисления сроков, ускорения информационного взаимодействия
банков с электронными площадками, ускорения срока подачи ценовых предложений при
проведении электронного аукциона. Такое ускорение в частности позволит начать
торги на электронном аукционе через 2 часа после окончания подачи заявок на
такой аукцион.
Кроме того, по предложению ФАС России в целях недопущения раскрытия операторами
электронных площадок информации об участниках электронного аукциона до момента
его начала – законопроект изменяет действующий порядок проведения аукциона –
путем переноса этапа подачи ценовых предложений в начало процедуры и допуска к
участию в торгах участников закупки до рассмотрения их заявок заказчиком на
предмет соответствия требованиям заказчика в отношении закупаемого товара,
работы, услуги;
3) введение механизмов обеспечения
конфиденциальности информации о закупках (во
исполнение соответствующих поручений Правительства Российской Федерации).
Закупки ФСО России, Росгвардии и Роскосмоса смогут осуществляться в закрытой
электронной форме по аналогии с закупками Минобороны России;
4) усиление требований к квалификации участников закупок – вводятся требования,
допускающие к будущим закупках только тех участников, которые ранее исполнили
контракты в размере не менее 20% от стоимости будущей закупки ("универсальная
стоимостная предквалфиикация");
5) введение возможности проводить
конкурсы на строительство с упрощенной заявкой
на участие в таких закупках (без установления требований к детальному описанию
используемых оборудования и строительных материалов при наличии проектно-сметной
документации);
6) усиление антидемпинговых мер в части установления минимального размера (не
менее 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта) обеспечения
исполнения контракта;
7) введение полномочий глав регионов определять единственных подрядчиков на
строительство (во исполнение соответствующих поручений Правительства Российской
Федерации);
8) снижение финансовой нагрузки на исполнителей
по контрактам жизненного цикла
за счет раздельного предоставления обеспечения
исполнения такого контракта (первоначально на создание объекта, а после создания
объекта – на срок его эксплуатации);
9) введение возможности обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных
обязательств гарантиями, выдаваемыми "ВЭБ.РФ", а также при закупках у малого
бизнеса региональными гарантийными организациями;
10) перевод процедур исполнения контракта (приемка, "электронное актирование",
расторжение контракта), обжалования в электронную форму;
11) введение по предложению ФАС России права поставщика
обжаловать решение
заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ФАС России без
необходимости последующего обязательного учета заказчиком решения, принятого ФАС
России по итогам рассмотрения такой жалобы. В целях реализации указанной
процедуры срок для вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе
от исполнения контракта увеличен с 10 до 15 дней;
12) в целях недопущения злоупотреблений при
обжаловании закупок усиливаются
требования к заявителям по жалобам, предусматривающие возможность обжалования в
случае, если затронуты права и законные интересы такого заявителя. Кроме того,
банки и региональные гарантийные организации становятся субъектами контроля в
сфере закупок, в связи с чем станет возможным обжаловать их действия при
предоставлении обеспечения, а также в рамках предусмотренных законом требований
к ведению специальных счетов.
Проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации
порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг
для государственных и муниципальных нужд"
Пояснительная записка
По материалам
© МИНФИН РОССИИ
09.06.2020г.
|