Президент Российской Федерации
Владимир Путин подписал
Федеральный закон от
03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
внесенный в Государственную Думу Правительством
Российской Федерации и направленный на упрощение
строительства объектов ИЖС, совершенствование
механизма государственного строительного надзора и
сноса объектов капитального строительства.
Еще до принятия федерального закона законопроект
№ 302153-7
был рассмотрен Экспертным Советом НОСТРОЙ
по вопросам совершенствования законодательства в
строительной сфере.
Экспертный Совет отметил, что действующим
законодательством о градостроительной деятельности
отношения, связанные с осуществлением сноса
(демонтажа) объектов капитального строительства, их
частей, урегулированы исключительно в части сноса
(демонтажа), необходимого для строительства,
реконструкции других объектов капитального
строительства. Отношения по сносу (демонтажу)
объекта капитального строительства, который
осуществляется в рамках самостоятельного договора,
законодательством о градостроительной деятельности
не урегулированы.
В этой связи принятие Федерального закона № 340-ФЗ
является своевременным и необходимым и позволит
устранить описанный выше пробел в регулировании
градостроительных отношений.
Соответствующие корректировки внесены Федеральным
законом № 340-ФЗ и в части деятельности саморегулируемых
организаций – работы по сносу стали в один ряд со
строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом, а
положения отдельных статей главы 6.1 Градостроительного
кодекса Российской Федерации дополнены необходимыми
уточнениями. Теперь индивидуальные предприниматели и
юридические лица, осуществляющие исключительно снос
объектов капитального строительства, также должны
являться членами саморегулируемых организаций в области
строительства. Членство в СРО не требуется для
выполнения работ по договорам подряда на осуществление
сноса в случае, если размер обязательств по каждому из
таких договоров не превышает 1 млн рублей, а также для
отдельных категорий юридических лиц (ГУПы, МУПы и др.).
Однако наряду с техническими нормами Федеральным законом
№ 340-ФЗ введен дополнительный уровень ответственности
по компенсационному фонду возмещения вреда – простой.
Теперь член СРО, планирующий осуществлять только снос
объекта капитального строительства, не связанный со
строительством или реконструкцией, должен уплатить взнос
в указанный компфонд в размере 100 тыс. рублей. При этом
для компфонда обеспечения договорных обязательств
аналогичный уровень ответственности не введен – договоры
подряда на осуществление сноса, заключенные с
использованием конкурентных способов, должны быть
обеспечены взносами в компенсационный фонд ОДО в рамках
уже сложившегося порядка.
Экспертный Совет НОСТРОЙ в своем заключении высказал
отрицательную позицию относительно предложенной
конструкции, отметив, что введение нового уровня
ответственности по иному критерию, никак не связанному
со стоимостью работ по одному договору, нарушает
требования формальной логики, а также общую
направленность, заданную Федеральным законом № 372-ФЗ –
все члены СРО в области строительства вправе
осуществлять как работы по строительству, так и работы
по реконструкции и капитальному ремонту. Кроме того, по
мнению Экспертного Совета, вышеназванные противоречия
могут привести к спорам об установлении заказчиками в
документации о закупке требований к члену СРО в части
уровня ответственности по компфонду ОДО для выполнения
ими работ по договорам о сносе, заключаемым с
использованием конкурентных способов заключения
договоров.
К сожалению, замечания и предложения НОСТРОЙ к
законопроекту № 320153-7, направленные в адрес Комитета
Государственной Думы по транспорту и строительству, в
этой части учтены не были.
Федеральный закон № 340-ФЗ вступил в силу со дня его
официального опубликования (4 августа 2018 года) и
теперь саморегулируемым организациям в области
строительства предстоит внести необходимые уточнения в
свои внутренние документы. Переходными положениями
Федерального закона № 340-ФЗ не установлены требования к
порядку и сроку приведения внутренних документов СРО в
соответствие принятому закону, однако, по мнению НОСТРОЙ,
саморегулируемым организациям не следует затягивать с
актуализацией документов.
По материалам
© НОСТРОЙ
10.08.2018г.
|