Новости

    
 
 

Второе чтение скорректированного 214-ФЗ «О долевом строительстве…» откладывается на неопределенный срок – в Госдуму поступило более 300 поправок к закону, и за каждую идет ожесточенная борьба. Сам же Минстрой не может определиться с требованиями к собственному капиталу застройщиков.

Дискуссия об основных изменениях, которые следовало бы внести ко второму чтению поправок в 214-ФЗ, развернулась в рамках деловой программы международной строительной выставки BATIMAT RUSSIA 2016. В открытии выставки приняли участие министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень и президент Российского союза строителей Анатолий Яковлев. На выставку заявились более 400 компаний из 32 стран.

Как рассказал на заседании круглого стола РСС директор Департамента жилищной политики Минстроя РФ Никита Стасишин, в 2015 году было заключено 691 тыс. договоров долевого участия. За первое полугодие 2015 года строителям удалось привлечь более 1,5 трлн рублей средств дольщиков – эти деньги сохранить как раз призваны корректировки закона о «долевке», ведь других источников финансирования у строителей сегодня, по сути, нет. «Мы прекрасно понимаем, что серьезное снижение спроса в 2015 году, которое вызвано в первую очередь падением покупательской способности, объясняется в том числе и недоверием граждан к стройке», – признался чиновник.

По словам чиновника, в первый раз за всю историю подобный законопроект готовился публично – с привлечением экспертов, застройщиков и представителей органов исполнительной власти на местах. По ряду моментов взаимопонимание участники процесса уже нашли, например по вопросу создания единого реестра застройщиков, новых требований к проектным декларациям, информационной открытости и даже введения эскроу-счетов, хотя этот момент остается самым спорным в новой версии закона. Как говорят участники рынка, эскроу-счета предполагают прибыль прежде всего банков, через которые пойдет финансирование стройки (они и пролоббировали эту схему, утверждают эксперты), а в накладе остаются прежде всего покупатели – на этих счетах деньги замораживаются на 2-3 года, и их за это время «съедает» инфляция. Кроме того, обслуживание счетов застройщики обязательно включат в стоимость жилья – в итоге «квадрат» может подорожать на 35-40%.

При этом, как рассказал господин Стасишин, камнем преткновения до сих пор являются те требования, которые будут предъявляться к застройщикам, привлекающим средства граждан. Напомним, в первоначальной редакции закона предполагалось, что размер собственного капитала застройщика должен быть не ниже 5% от стоимости строящегося им с привлечением средств дольщиков жилья или 1 млрд рублей. Но позже требования согласились смягчить – говорили о 3% от стоимости жилья, но конкретных шагов законодатели пока не анонсировали. Кроме того, в Госдуме РФ и Минстрое до сих пор не могут определить те цели, на которые средства дольщиков строители могут тратить. Речь идет о поправке, согласно которой деньги граждан можно тратить на строительство инфраструктуры, чтобы застройщики могли избежать двойного налогообложения при передаче социальных объектов. Эту инициативу поддерживал первый заместитель генерального директора Группы ЛСР Александр Вахмистров.

Противниками выступали строители из регионов – у них, в отличие от Петербурга и Москвы, государство исправно выкупает объекты, как того требует Градкодекс. К требованиям к капиталу застройщиков в Минстрое сейчас подходят очень осторожно, чтобы не обвалить рынок жилищного строительства, особенно в регионах, где норма рентабельности в себестоимости квартиры стремится к нулю. Да и в Петербурге и Москве она редко составляет более 10%, уточнил господин Стасишин.

Вместе с тем, по словам сопредседателя Комитета по взаимодействию застройщиков и собственников жилья РСС Константина Пороцкого, в новой версии 214-ФЗ нет самого главного, что требуется гражданам, – гарантии получения квартир; такой гарантии не дает страховка ДДУ даже с учетом более жестких требований к страховщикам, введенным осенью 2015 года. РСС, по словам эксперта, давно предлагает создать государственный фонд под руководством Минстроя РФ, который занялся бы достройкой проблемных объектов, бюджет этого фонда составил бы около 100 млрд рублей – примерный объем страховых премий за год. Отметим, что в министерстве действительно задумались над созданием такого фонда, правда, по словам Никиты Стасишина, когда именно он будет создан, неизвестно. «Если мошенники будут знать, что за ними объект со 100% гарантией достроит государство, они с легким сердцем будут открывать продажи этак за 20 тыс. рублей за метр, а на этапе котлована сядут в самолет и все», – объяснил Никита Стасишин.

Отметим, что основные изменения в 214-ФЗ должны пройти на этапе второго чтения. Сейчас Госдума рассматривает более 300 поступивших поправок, и когда она закончит это делать – неясно. Ранее эксперты утверждали, что две ветви власти планируют принять закон в двух чтениях к майскому Госсовету при президенте. Однако, по всей видимости, сделать это парламентарии за месяц не успеют. Выручить их может только перенос даты Госсовета. По словам участников рынка, отчетное мероприятие может состояться только осенью 2016 года.

11.04.2016г.

 
  
 
             
    Дата изменения: 23.05.2020 15:10:38