Новости

    
 
 

Минэкономики во второй раз внесло в правительство многострадальный законопроект о реформе системы госзакупок. Текст документа с тех пор принципиально не изменился, против него по-прежнему выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На этот раз шансы законопроекта пройти правительство видятся более высокими, чем ранее: предполагается, что его рассмотрит еще правительство Владимира Путина.

Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина на итоговой коллегии ведомства за прошлый год объявила, что ее министерство наконец внесло в правительство доработанный законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). Напомним, документ уже вносился в Белый дом в декабре прошлого года, однако затем был отправлен на дальнейшее согласование из-за замечаний Минфина и главным образом жесткой позиции ФАС. В понедельник госпожа Набиуллина заявила, что рассчитывает «на скорейшее рассмотрение (законопроекта правительством.— “Ъ”) и внесение в Госдуму». Ранее президент Дмитрий Медведев поручал внести законопроект о ФКС в Госдуму к 1 июля. По данным “Ъ”, правительство может рассмотреть документ уже на заседании 26 апреля. Во всяком случае, в Минэкономики рассчитывают, что документ будет внесен в парламент еще нынешним составом правительства, а он должен обновиться 8 мая.

Текст законопроекта (имеется в распоряжении “Ъ”) имеет существенные отличия от предыдущего опубликованного варианта от 13 февраля. В частности, были частично изменены параметры отклонения демпинговых заявок. Согласно последней версии документа, демпинговая заявка поставщика (снижение цены более чем на 25% от начальной) не будет снята конкурсной комиссией, если поставщик предоставит гарантийное письмо от производителя (для товаров) или обоснование снижения цены (для услуг). В последнем случае если оказание данной услуги требует наличия допуска, выдаваемого саморегулируемой организацией (СРО), то потребуется заключение СРО о том, что работа может быть выполнена по указанной в заявке цене. Зато, если поставщик представит эти документы, конкурсная комиссия уже не сможет отклонить его заявку, в то время как в предыдущей версии законопроекта такая возможность у комиссии была.

Минэкономики также скорректировало параметры применения такого способа проведения закупки, как запрос предложений. По логике министерства, этот способ должен применяться в тех случаях, когда поставщик ограничен во времени. В новом варианте законопроекта прописано, что поставщик имеет право на запрос котировок только в случаях, если в четвертом квартале ему выделены дополнительные средства для проведения закупки соответствующего товара или услуги, или же если прошлые торги по госзаказу признаны несостоявшимися, и заказчик не успевает провести новые. Возможность разорвать контракт в новой версии законопроекта сохранили как заказчик, так и исполнитель, но срок, в который такое расторжение можно оспорить в контрольном органе, сокращен вдвое — до десяти дней. Кроме того, в текст включены те поправки, которые Минэкономики ранее обнародовало: предельная стоимость закупок без конкурса возросла вдвое (до 200 тыс. руб. за одну закупку), общественные организации вправе на основе данных о госзакупках подавать иски о защите неограниченного круга лиц, а участником системы госзакупок признается любое дееспособное лицо.

Министерство внесло важные новации в главу, касающуюся переходных механизмов. Закон о ФКС, как и прежде, должен вступить в силу через год после официального опубликования. Однако в новой версии законопроекта прописано, что электронные площадки, на которых сейчас происходит размещение госзаказа, смогут продолжить работу по нормам ФЗ-94 «О госзакупках» до тех пор, пока не пройдут аккредитацию в соответствии с законом о ФКС.

Несмотря на то что текст претерпел некоторые изменения, они все же непринципиальны. Поэтому неудивительно, что ФАС по-прежнему выступает против нынешней версии законопроекта и документ был внесен в правительство с разногласиями. «Наши позиции с Минэкономики сильно сблизились, многие замечания ФАС были учтены, но разногласия, безусловно, есть,— говорит глава управления ФАС по госзакупкам Михаил Евраев.— Основная проблема — это изложение текста законопроекта в новом формате, что означает потерю подзаконных актов: более 30 актов придется создавать заново, а это займет несколько лет. Для устранения возникающих разночтений потребуется внести в закон большое количество поправок». Будет потеряна судебная практика, придется переучивать 1,5 млн специалистов, которые сейчас работают в сфере госзаказа, перечисляет господин Евраев. «Кроме того, в законопроекте много белых пятен, в частности в том, что касается реализации финансового обеспечения, а также вопросов приемки, штрафных санкций и требований к участникам»,— говорит глава управления ФАС.

«Изменения, внесенные в новую версию законопроекта, действительно, не являются принципиальными»,— согласен первый заместитель гендиректора «Единой электронной торговой площадки» Андрей Черногоров. «Основной вывод из этого закона состоит в том, что Минэкономики готовит для себя возможности фактически неограниченного контроля над сферой госзакупок с помощью подзаконных актов. В самом законе содержится минимум деталей и прямых норм, а вместо них ссылки на акты правительства, которые только предстоит разработать»,— говорит господин Черногоров. Кроме того, по его словам, некоторые нормы закона в ближайшее время просто не смогут заработать, поскольку у ведомств, например у Федерального казначейства, нет соответствующих IT-систем.

Премьер-министр и избранный президент Владимир Путин, который присутствовал на заседании коллегии Минэкономики, заявил, что действующее законодательство о госзакупках не отвечает на главный вопрос: зачем государство совершает ту или иную закупку? По мнению премьера, разрабатываемый Минэкономики законопроект о ФКС должен исправить ситуацию, поскольку на кону находится эффективность расходования «триллионов бюджетных рублей». В этих условиях весьма вероятно, что дискуссионный законопроект все-таки окажется в Госдуме до майских праздников. Не менее очевидно, однако, что путь документа в недрах нижней палаты вряд ли будет быстрым. Рабочая группа профильного комитета Госдумы, в конце марта объявившая было о том, что согласовала первую главу законопроекта, с тех пор об успехах не рапортовала.

 
  
 
             
    Дата изменения: 23.05.2020 15:47:56