Минэкономики во второй раз внесло в правительство
многострадальный законопроект о реформе системы
госзакупок. Текст документа с тех пор принципиально не
изменился, против него по-прежнему выступает Федеральная
антимонопольная служба (ФАС). На этот раз шансы
законопроекта пройти правительство видятся более
высокими, чем ранее: предполагается, что его рассмотрит
еще правительство Владимира Путина.
Глава
Минэкономики Эльвира Набиуллина на итоговой коллегии
ведомства за прошлый год объявила, что ее министерство
наконец внесло в правительство доработанный законопроект
о Федеральной контрактной системе (ФКС). Напомним,
документ уже вносился в Белый дом в декабре прошлого
года, однако затем был отправлен на дальнейшее
согласование из-за замечаний Минфина и главным образом
жесткой позиции ФАС. В понедельник госпожа Набиуллина
заявила, что рассчитывает «на скорейшее рассмотрение
(законопроекта правительством.— “Ъ”) и внесение в
Госдуму». Ранее президент Дмитрий Медведев поручал
внести законопроект о ФКС в Госдуму к 1 июля. По данным
“Ъ”, правительство может рассмотреть документ уже на
заседании 26 апреля. Во всяком случае, в Минэкономики
рассчитывают, что документ будет внесен в парламент еще
нынешним составом правительства, а он должен обновиться
8 мая.
Текст
законопроекта (имеется в распоряжении “Ъ”) имеет
существенные отличия от предыдущего опубликованного
варианта от 13 февраля. В частности, были частично
изменены параметры отклонения демпинговых заявок.
Согласно последней версии документа, демпинговая заявка
поставщика (снижение цены более чем на 25% от начальной)
не будет снята конкурсной комиссией, если поставщик
предоставит гарантийное письмо от производителя (для
товаров) или обоснование снижения цены (для услуг). В
последнем случае если оказание данной услуги требует
наличия допуска, выдаваемого саморегулируемой
организацией (СРО), то потребуется заключение СРО о том,
что работа может быть выполнена по указанной в заявке
цене. Зато, если поставщик представит эти документы,
конкурсная комиссия уже не сможет отклонить его заявку,
в то время как в предыдущей версии законопроекта такая
возможность у комиссии была.
Минэкономики также скорректировало параметры применения
такого способа проведения закупки, как запрос
предложений. По логике министерства, этот способ должен
применяться в тех случаях, когда поставщик ограничен во
времени. В новом варианте законопроекта прописано,
что поставщик имеет право на запрос котировок только в
случаях, если в четвертом квартале ему выделены
дополнительные средства для проведения закупки
соответствующего товара или услуги, или же если прошлые
торги по госзаказу признаны несостоявшимися, и заказчик
не успевает провести новые. Возможность разорвать
контракт в новой версии законопроекта сохранили как
заказчик, так и исполнитель, но срок, в который такое
расторжение можно оспорить в контрольном органе,
сокращен вдвое — до десяти дней. Кроме того, в текст
включены те поправки, которые Минэкономики ранее
обнародовало: предельная стоимость закупок без
конкурса возросла вдвое (до 200 тыс. руб. за одну
закупку), общественные организации вправе на основе
данных о госзакупках подавать иски о защите
неограниченного круга лиц, а участником системы
госзакупок признается любое дееспособное лицо.
Министерство внесло важные новации в главу, касающуюся
переходных механизмов. Закон о ФКС, как и прежде, должен
вступить в силу через год после официального
опубликования. Однако в новой версии законопроекта
прописано, что электронные площадки, на которых сейчас
происходит размещение госзаказа, смогут продолжить
работу по нормам ФЗ-94 «О госзакупках» до тех пор, пока
не пройдут аккредитацию в соответствии с законом о ФКС.
Несмотря на то что текст претерпел некоторые изменения,
они все же непринципиальны. Поэтому неудивительно, что
ФАС по-прежнему выступает против нынешней версии
законопроекта и документ был внесен в правительство с
разногласиями. «Наши позиции с Минэкономики сильно
сблизились, многие замечания ФАС были учтены, но
разногласия, безусловно, есть,— говорит глава управления
ФАС по госзакупкам Михаил Евраев.— Основная проблема —
это изложение текста законопроекта в новом формате, что
означает потерю подзаконных актов: более 30 актов
придется создавать заново, а это займет несколько лет.
Для устранения возникающих разночтений потребуется
внести в закон большое количество поправок». Будет
потеряна судебная практика, придется переучивать 1,5 млн
специалистов, которые сейчас работают в сфере госзаказа,
перечисляет господин Евраев. «Кроме того, в
законопроекте много белых пятен, в частности в том, что
касается реализации финансового обеспечения, а также
вопросов приемки, штрафных санкций и требований к
участникам»,— говорит глава управления ФАС.
«Изменения, внесенные в новую версию законопроекта,
действительно, не являются принципиальными»,— согласен
первый заместитель гендиректора «Единой электронной
торговой площадки» Андрей Черногоров. «Основной вывод из
этого закона состоит в том, что Минэкономики готовит для
себя возможности фактически неограниченного контроля над
сферой госзакупок с помощью подзаконных актов. В самом
законе содержится минимум деталей и прямых норм, а
вместо них ссылки на акты правительства, которые только
предстоит разработать»,— говорит господин Черногоров.
Кроме того, по его словам, некоторые нормы закона в
ближайшее время просто не смогут заработать, поскольку у
ведомств, например у Федерального казначейства, нет
соответствующих IT-систем.
Премьер-министр и избранный президент Владимир Путин,
который присутствовал на заседании коллегии
Минэкономики, заявил, что действующее законодательство о
госзакупках не отвечает на главный вопрос: зачем
государство совершает ту или иную закупку? По мнению
премьера, разрабатываемый Минэкономики законопроект о
ФКС должен исправить ситуацию, поскольку на кону
находится эффективность расходования «триллионов
бюджетных рублей». В этих условиях весьма вероятно, что
дискуссионный законопроект все-таки окажется в
Госдуме до майских праздников. Не менее очевидно,
однако, что путь документа в недрах нижней палаты вряд
ли будет быстрым. Рабочая группа профильного комитета
Госдумы, в конце марта объявившая было о том, что
согласовала первую главу законопроекта, с тех пор об
успехах не рапортовала. |